Специфика общения в системе  «Обучающийся  – Компьютер»

Диалог на уроке информатики

Папунина Людмила Александровна,  преподаватель информатики,

ГБПОУ «Губернский колледж г. Сызрани»

Общение с ЭВМ — особый, специфический вид взаимодействия, совершенно новая сфера человеческой деятельности. Это общение, с одной стороны, является более бедным по сравнению с естественным диалогом между духовно близкими людьми, происходящим на высоких уровнях контакта. Но, с другой стороны, это общение, в силу тех мощных средств, которые ЭВМ предоставляет для реализации мыслительной деятельности пользователя, является более богатым по сравнению с целым рядом форм и ситуаций естественного общения.

Основное отличие компьютерного общения от естественного состоит в том, что оно технически опосредовано. В этом смысле общение, опосредованное компьютером, продолжает общую линию развития технически опосредованных форм общения (телеграф, телетайп, телефон, радио), внося в нее качественное своеобразие. Несмотря на то, что в данном случае имеем опосредованное общение между двумя людьми, технические    возможности посредника столь велики, что его подчиненность уже не столь очевидна, и формула «общение с компьютером» в нашем сознании утрачивает свою метафоричность. Этому способствует и то, что партнер-разработчик физически не является участником каждого конкретного диалога, разворачивающегося во времени, и его лично «не интересуют» реакции реального пользователя, и то, что не все конкретные действия системы им действительно предусмотрены и записаны в программу, т. е. программа, компьютер наделены определенными полномочиями в принятии решений.

Таким образом, компьютерное общение есть технически опосредованное общение с новым, необычным типом опосредования, когда медиатор (посредник) приобретает в ряде случаев возможность автономного поведения, а второй участник общения — разработчик программы — находится настолько далеко, что им можно вполне пренебречь.

Модальность общения

Эта сторона диалога обучающегося  с компьютером отражает тип предъявления информации и ответов студенту. В узком смысле модальность определяют по тому, с помощью каких анализаторов воспринимается информация, например зрительного и слухового. К различной модальности относят также и такие типы информации, как текст и графика. Хотя они воспринимаются с помощью одного и того же анализатора, особенности восприятия текста и рисунка настолько отличаются друг от друга, что эти типы информации должны быть представлены по-разному. Аналогично к различной модальности традиционно относят выборочные, конструируемые и кодируемые ответы даже в том случае, если учащийся вводит их с помощью клавиатуры.

Проблема модальности общения в условиях компьютерного обучения приобретает все большее значение по мере того как возрастают возможности компьютера в предъявлении и интерпретации разных типов разнообразной информации и углубляется понимание наиболее рационального использования мультимодального предъявления информации. Современный компьютер обладает большими возможностями в применении разнообразных типов информации. Это и текст, и чертежи, и графика, и движущиеся изображения, и звук; и музыкальное сопровождение. Эффективное использование различных типов предъявления информации с учетом психологических особенностей ее переработки позволяет значительно повысить эффективность диалога. Когда говорят о недостаточной эффективности диалога, многие выделяют погрешности в модальности обмена информацией между студентами и компьютером, а также неудачное размещение информации на дисплее.

Разработчики обучающих программ часто механически переносят способ расположения текста на экран дисплея, пренебрегают закономерностями психологии восприятия текста и рисунка, задавая темп изменения      изображения,   не  учитывают,  что  разные  учащиеся   имеют  не одинаковое восприятие информации  и требуют для переработки информации различные временные интервалы.

В связи с этим следует предоставить обучающемуся возможность самим выбирать темп смены изображения, при этом обучающийся должен иметь возможность в любое время повторно вывести на экран любую необходимую ему информацию.

Возможности диалогового взаимодействия обучающегося и компьютера могут быть значительно расширены при эффективном применении графики.

Рациональное использование движущихся изображений способствует обогащению диалогового общения студента с компьютером. Оно способствует не только возникновению ярких образов, которые позволяют лучше представить многие явления, но и пониманию многих абстрактных понятий, механизмов развития многих явлений.

С помощью движения можно вовремя привлечь внимание студента к тому или иному объекту, что способствует большей продуктивности диалога.

Несмотря на то, что большинство обучающихся воспринимает информацию на слух хуже, чем с помощью зрения, все же не следует игнорировать использование звука даже тогда, когда усвоение речевых навыков не является целью обучения.

Для эффективного применения звука необходимо четко представить, с какой целью он используется, например, для лучшего усвоения произношения или чтобы обратить внимание на некоторые аспекты изучаемого материала, использовать его для активации познавательной деятельности учащихся, для стимулирования его внутреннего диалога. Звуковые реплики могут быть с успехом применены и с целью организации вспомогательного диалога.

При использовании звука следует строго соблюдать следующее правило: звук и текст должны не дублировать, а дополнять друг друга.

Выше мы говорили о модальности выходных сообщений, но существует еще проблема модальности ответов учащихся, в которой можно выделить два аспекта: первый связан с типом устройства для ввода ответа, а второй — с типом ответа (конструированного и выборочного).

Современные компьютеры обладают различными устройствами для ввода ответа: клавиатурой терминала, мышью. При решении вопроса об использовании конкретного устройства необходимо учитывать прежде всего учебные цели и особенности содержания учебного предмета, учебных задач и вопросов, которые задают определенные требования к сообщениям учащихся. При этом следует иметь в виду, что различные устройства требуют неодинаковых усилий и временных затрат на ввод ответа и устройство, удобное для ввода ответа, не всегда удобно для его редактирования. Как правило, временные затраты на редактирование ответа наименьшие при использовании мыши.

Одна из наиболее давних проблем, возникшая при использовании простейших обучающих устройств и актуальная и ныне,- это проблема допустимости выборочных ответов обучающимися.

Преимущество конструируемых ответов обычно усматривают в том, что обучаемые получают возможность высказать мысль своими словами; при этом они более активны, чем когда узнают, какой именно ответ из нескольких возможных правильный; восприятие неправильных правдоподобных ответов оказывает отрицательное влияние на прочность усвоения, ибо через некоторое время обучаемый может перепутать правильный и неправильный ответы. Целесообразность выборочных ответов аргументируют обычно следующим образом: на практике чаще всего встречаются ситуации, где решающее значение имеет выбор соответствующей альтернативы; поскольку здесь наблюдается явный ответ и форма его привычна, то тип ответа вообще не имеет существенного значения; преимущества конструируемых ответов по сравнению с выборочными не доказаны; необходимость выбора ответа из нескольких возможных вариантов помогает учащемуся лучше разобраться в учебном материале.

С каждым годом интеллектуальность компьютера повышается, а с ней увеличиваются и возможности реализации психологически обоснованного педагогического общения. Недалеко то время, когда пути организации диалогового взаимодействия педагогических принципов будет диктовать не техника, а психологопедагогические принципы построения учебного диалога.