Артюшина Ольга Валентиновна, воспитатель ТМБ ДОУ «Сказка»,
г. Дудинка
Программное содержание:
Формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе, развивать познавательное отношение к её объектам и явлениям, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к окружающему миру.
Словарь: Красная книга, заповедник.
Оборудование: Картинки, изображающее редких и исчезнувших животных и растения; животные, птицы, растения Таймыра; Красная Книга; запрещающие и предупреждающие знаки; юла.
Предварительная работа: рассматривание картин, иллюстраций, чтение художественной литературы, стихов, загадок, пословиц, экскурсии, беседы, наблюдения.
Ход занятия:
Воспитатель показывает карту полуострава Таймыр.
Воспитатель: Ребята, это, карта полуострава на котором, мы живём. Как он называется? /Ответы детей/
Воспитатель: Мы с вами живём в суровом крае, где столько прекрасного и удивительного. Это край огромных заснеженных пространств, длинной, вьюжной зимы и полярной ночи и короткого яркого лета. На нашем полуострове очень много разных растений и животных. Давайте вспомним, какие растения растут в нашей тундре? Какие животные обитают на нашем полуострове? Птицы? /Ответы детей/.
Дидактическая игра: «Поле чудес»
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам поиграть в игру «Поле чудес»
На столе картинки с изображением животных (олень, песец, белый медведь, заяц, лемминг, горностай); птиц (полярная сова, куропатка, кулик, чайка, гусь, утка); растения (морошка, жарки, ромашка, голубика). Дети вращают юлу со стрелкой и называют что на картинке, на которую указывает стрелка.
Воспитатель: Среди животных, птиц, растений есть такие, которых осталось очень мало. Их так и называют – редкие. Как вы думаете, почему они стали редкими? /Ответы детей/.
Воспитатель: Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Воспитатель: И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета?/Ответы детей/. Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Остановись, оглянись, подумай, человек! Подумай о природе! Не слишком ли вольно мы пользуемся щедростью природы? Все только берем и берем.
Воспитатель: Вот так выглядит Красная Книга. /Показ/
Полностью она называется так: книга редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. В неё внесены те животные, которых на Земле очень мало или не осталось. А таких уже очень много: крокодилы, носороги, тигры и др. Есть в этой книге запись и об обитателях Таймырского полуострава – это морж – лаптевский, сокол – сапсан, краснозобая казарка, лебедь. О краснозобой казарке хочу сказать особо. Этот гусь гнездится только на Таймыре, не случайно его изображение вы видите на гербе нашего Таймырского края. /Рассматривают иллюстрации/
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, от человека зависит красота природы? А всегда ли человек помогает природе? /Ответы детей/.
Воспитатель: А ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут, есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий. В старину люди разумно пользовались дарами природы. Никогда не убивали самок и детенышей, выпускали из сетей рыбью молодь и рыб с икрой, рубили только старые и больные деревья.
К сожалению, в наши дни люди забыли об этих добрых традициях предков.
Воспитатель: Но замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник? Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы, почва и все живое, где запрещено охотиться, рыбачить, ездить на тракторах и вездеходах. Такие заповедники организованны и у нас, на Таймырском полуостраве. Это Большой Арктический, Путоранский и Таймырский заповедники. /Показ на карте и иллюстраций/.
Воспитатель: Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу? /Ответы детей/. Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Когда мы летом ходили в тундру, сначала учили, как вести себя в природе. Давайте вспомним правила охраны природы./Рассматривание запрещающих и предупреждающих знаков/.
- На природе запоминать увиденное.
- Ходить по тропинкам.
- Не ломать ветки деревьев.
- Не топтать, не рвать цветы, травы.
- Не кричать, не включать громко музыку.
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не ловить насекомых, детёнышей животных.
- Не разрушать грибницы.
- Не рвать паутинки.
- Не оставлять не затушенных костров.
- Не оставлять мусор.
Воспитатель: А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным? /Ответы детей/. Давайте мы сами никогда не будем их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных растениях и цветах.
Воспитатель: Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинками и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Программа краткосрочной образовательной практики технической направленности для детей 5-7 лет «Весёлый маятник» (RANDOM - 50%)