Описание методической системы учителя английского языка

Захарьиной Ольги Валерьевны, учитель английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области

 

Работа в лицее предполагает педагогическое взаимодействие с детьми, проявляющими более высокий уровень развития интеллекта по сравнению с общеобразовательной школой.  Это требует от педагога особых умений по созданию условий для наиболее полного развития личности.

Набор в лицей осуществляется в 5, 8, 10 классы. Этим объясняется специфика работы преподавателей английского языка в лицее. В один класс приходят школьники, изучавшие язык по углубленной программе и те, кто изучал язык по обычной программе. Для поддержания интереса к иностранному языку и достижения устойчивых результатов необходимо оптимизировать процесс обучения.

Таким образом, необходимость разработки своей системы работы связана с тем, что иностранный язык не является профильным предметом в лицее, но в то же время учащиеся планируют использовать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, эта необходимость связана с произошедшими изменениями за последнее время, как в обществе, так и в образовании.  Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.

В своей работе я руководствуюсь авторской методической системой,  целью которой является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:

  • активизация познавательного процесса изучения иностранного языка;
  • развитие логического мышления;
  • развитие внутренней мотивации;
  • формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся;
  • достижение высокого уровня самостоятельной творческой учебной активности школьника путём максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов личности обучаемого;
  • формирование умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
  • воспитание нравственно и духовно богатой личности.

Формы организации обучения учащихся:

  • система эффективных уроков;
  • организация исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности;
  • создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
  • организацию и участие в интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятиях различного уровня;
  • организацию индивидуальной работы с одаренными учащимися, включая разработка индивидуальных маршрутов;
  • работа предметных кружков.

Средствами достижения этих целей служит

  • психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
  • коммуникативная направленность обучения;
  • использование передовых образовательных технологий: интенсивной методики, игрового моделирования, метода проектов, технологии развивающего обучения; педагогика сотрудничества, проблемного метода;
  • систематический контроль за уровнем обученности.

Технологию организации процесса психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуально-одаренных детей на уроках иностранного языка можно определить как организацию деятельности учителя, направленной на:  обучение детей способам самостоятельного и эффективного познания мира («формирование ментального опыта») и создание психолого-педагогических условий, обусловливающих максимальное развитие личности.

При этом в работе учителя мы выделяем 3 основных этапа:

1 этап – диагностический. (Проведение анкетирования и анализ результатов для выработки нужной стратегии).

2 этап — психолого-педагогический (деятельностный).

3 этап – анализ деятельности и результатов.

Средствами развития учащихся при обучении иностранному языку является сама система содержания курса иностранного языка, а также активный характер учебного процесса.

Система определяется программой школьного курса иностранного языка и предусматривает постепенное повышение уровня развития учащихся от класса к классу. Все разделы программы связаны между собой последовательно развивающимися понятиями (например, система времен английского языка), объединяющими их в единое целое, в систему. Следствием системности содержания является системность знаний учащихся. Когда знания становятся убеждениями учащихся, то и их мышление приобретает свойство системности. Повышение удельного веса теоретических знаний также способствует формированию системных знаний.

Учебный материал по английскому языку — это не только источник знаний, он в равной мере является базой для развития личности. Усвоение этого материала не самоцель обучения, знание должно, прежде всего, эффективно работать на задачу формирования личности учащегося.

В свою очередь, активный характер учебного процесса обеспечивается:

  • дифференцированным подходом к учащимся;
  • внедрением новых технологий;
  • систематическим контролем.

Формирование внутренней мотивации является важнейшим условием создания психолого-педагогических условий, обуславливающих максимальное развитие личности. Исследования доказывают, что обучение будет более эффективным, если учащийся опирается преимущественно на внутренние мотивы. Этому способствуют создание демократичного, гуманистического стиля взаимоотношений с учеником и организация личностно значимого для ребенка обучения.

Для того чтобы учебный материал стал личностно значимым для учащихся, необходимы следующие условия:

  • связь изученного материала с реальной жизнью;
  • практическое применение полученных знаний, способов деятельности;
  • творческий характер обучения;
  • приоритет самостоятельной деятельности;
  • ощущение учащимися удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед.

Наиболее полно эти идеи реализуются при гуманно-личностном подходе и в обучении в сотрудничестве.

Высокий уровень мотивации можно сохранять за счет использования интерактивных форм работы на уроке и организацию систематических консультаций, интеллектуальных игр, других форм внеклассной работы.

Интерактивные формы работы дают учащимся осознание включенности в общую работу, развитие личностной рефлексии, активной позиции в учебной деятельности. У детей развиваются навыки общения и взаимодействия, прививаются нравственные нормы и правила совместной деятельности.

Формирование  коммуникативных мотивов, связанных с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием, возможно через организацию работы над проектом.

Для решения учебных и воспитательных задач мною был создан сайт учителя английского языка. Основная цель сайта – создание обратной связи между учителем и учеником. Разделы сайта позволяют  ученикам подготовиться к уроку, выполнить тестовые задания, подготовиться к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации.

Выполнение любого задания проверяется и контролируется учителем. При этом учитываются следующие требования к организации контроля:

  • индивидуальный характер контроля;
  • систематичность, регулярность проведения контроля;
  • всесторонность;
  • объективность контроля;
  • дифференцированный подход.

Одним из наиболее эффективных и удобных методов диагностики знаний, умений и навыков, по сравнению с другими методами контроля, являются предметные тесты.

Учителю необходимо анализировать результаты своей деятельности, опираясь на данные диагностики, результаты академической успеваемости учащихся, беседы с родителями и другими преподавателями. При необходимости вносить необходимую корректировку.

Комплексное использование образовательных технологий – необходимое условие для стимулирования интеллектуальной деятельности учащихся, а также формирования творческого мышления. В результате повышается уровень их обучаемости  другим предметам, так как продуктивность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня развития интеллекта.

Результативность методической системы:

  • рост познавательного интереса учащихся к английскому языку;
  • положительная динамика роста уровня обученности по английскому языку;
  • рост мотивации учащихся к учебной деятельности;
  • рост числа учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
  • рост числа учащихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность;
  • развитие ключевых компетенций учащихся;
  • рост числа учащихся, вовлеченных в выполнение творческих заданий;
  • повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством     образования обучающихся;
  • ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах, олимпиадах, проектах по английскому языку с высокими результатами; (призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, Международных конкурсов учебных проектов)
  • высокая оценка методической системы коллегами.

Распространение опыта, представление методической системы  проводилось через:

  • открытые уроки;
  • семинары учителей английского языка;
  • выступление на конференциях.
  • публикации.
  • конкурсы педагогического мастерства.

Девизом моей работы я считаю высказывание Уильямса Артура Уорта «Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет».

Литература.

Белехов Ю.Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одарённых детей. // Одарённый ребёнок, 2005.