Захарьиной Ольги Валерьевны, учитель английского языка МБОУ «Лицей № 17 г. Северодвинска, Архангельской области
Работа в лицее предполагает педагогическое взаимодействие с детьми, проявляющими более высокий уровень развития интеллекта по сравнению с общеобразовательной школой. Это требует от педагога особых умений по созданию условий для наиболее полного развития личности.
Набор в лицей осуществляется в 5, 8, 10 классы. Этим объясняется специфика работы преподавателей английского языка в лицее. В один класс приходят школьники, изучавшие язык по углубленной программе и те, кто изучал язык по обычной программе. Для поддержания интереса к иностранному языку и достижения устойчивых результатов необходимо оптимизировать процесс обучения.
Таким образом, необходимость разработки своей системы работы связана с тем, что иностранный язык не является профильным предметом в лицее, но в то же время учащиеся планируют использовать иностранный язык в своей будущей профессиональной деятельности. С другой стороны, эта необходимость связана с произошедшими изменениями за последнее время, как в обществе, так и в образовании. Результат образования — это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении.
В своей работе я руководствуюсь авторской методической системой, целью которой является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Реализации поставленной цели способствует решение следующих задач:
- активизация познавательного процесса изучения иностранного языка;
- развитие логического мышления;
- развитие внутренней мотивации;
- формирование коммуникативных, рефлексивных, информационных и проектных компетентностей учащихся;
- достижение высокого уровня самостоятельной творческой учебной активности школьника путём максимальной мобилизации интеллектуальных ресурсов личности обучаемого;
- формирование умений использовать приобретенные знания для решения практических задач повседневной жизни;
- воспитание нравственно и духовно богатой личности.
Формы организации обучения учащихся:
- система эффективных уроков;
- организация исследовательской и проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности;
- создание для ученика ситуации успеха и уверенности через индивидуальный и дифференцированный подход в обучении;
- организацию и участие в интеллектуальных и творческих конкурсных мероприятиях различного уровня;
- организацию индивидуальной работы с одаренными учащимися, включая разработка индивидуальных маршрутов;
- работа предметных кружков.
Средствами достижения этих целей служит
- психолого-педагогическое сопровождение учащихся;
- коммуникативная направленность обучения;
- использование передовых образовательных технологий: интенсивной методики, игрового моделирования, метода проектов, технологии развивающего обучения; педагогика сотрудничества, проблемного метода;
- систематический контроль за уровнем обученности.
Технологию организации процесса психолого-педагогического сопровождения развития интеллектуально-одаренных детей на уроках иностранного языка можно определить как организацию деятельности учителя, направленной на: обучение детей способам самостоятельного и эффективного познания мира («формирование ментального опыта») и создание психолого-педагогических условий, обусловливающих максимальное развитие личности.
При этом в работе учителя мы выделяем 3 основных этапа:
1 этап – диагностический. (Проведение анкетирования и анализ результатов для выработки нужной стратегии).
2 этап — психолого-педагогический (деятельностный).
3 этап – анализ деятельности и результатов.
Средствами развития учащихся при обучении иностранному языку является сама система содержания курса иностранного языка, а также активный характер учебного процесса.
Система определяется программой школьного курса иностранного языка и предусматривает постепенное повышение уровня развития учащихся от класса к классу. Все разделы программы связаны между собой последовательно развивающимися понятиями (например, система времен английского языка), объединяющими их в единое целое, в систему. Следствием системности содержания является системность знаний учащихся. Когда знания становятся убеждениями учащихся, то и их мышление приобретает свойство системности. Повышение удельного веса теоретических знаний также способствует формированию системных знаний.
Учебный материал по английскому языку — это не только источник знаний, он в равной мере является базой для развития личности. Усвоение этого материала не самоцель обучения, знание должно, прежде всего, эффективно работать на задачу формирования личности учащегося.
В свою очередь, активный характер учебного процесса обеспечивается:
- дифференцированным подходом к учащимся;
- внедрением новых технологий;
- систематическим контролем.
Формирование внутренней мотивации является важнейшим условием создания психолого-педагогических условий, обуславливающих максимальное развитие личности. Исследования доказывают, что обучение будет более эффективным, если учащийся опирается преимущественно на внутренние мотивы. Этому способствуют создание демократичного, гуманистического стиля взаимоотношений с учеником и организация личностно значимого для ребенка обучения.
Для того чтобы учебный материал стал личностно значимым для учащихся, необходимы следующие условия:
- связь изученного материала с реальной жизнью;
- практическое применение полученных знаний, способов деятельности;
- творческий характер обучения;
- приоритет самостоятельной деятельности;
- ощущение учащимися удовлетворенности от проделанной работы, продвижения вперед.
Наиболее полно эти идеи реализуются при гуманно-личностном подходе и в обучении в сотрудничестве.
Высокий уровень мотивации можно сохранять за счет использования интерактивных форм работы на уроке и организацию систематических консультаций, интеллектуальных игр, других форм внеклассной работы.
Интерактивные формы работы дают учащимся осознание включенности в общую работу, развитие личностной рефлексии, активной позиции в учебной деятельности. У детей развиваются навыки общения и взаимодействия, прививаются нравственные нормы и правила совместной деятельности.
Формирование коммуникативных мотивов, связанных с общением, творчеством, сотрудничеством, взаимодействием, возможно через организацию работы над проектом.
Для решения учебных и воспитательных задач мною был создан сайт учителя английского языка. Основная цель сайта – создание обратной связи между учителем и учеником. Разделы сайта позволяют ученикам подготовиться к уроку, выполнить тестовые задания, подготовиться к олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации.
Выполнение любого задания проверяется и контролируется учителем. При этом учитываются следующие требования к организации контроля:
- индивидуальный характер контроля;
- систематичность, регулярность проведения контроля;
- всесторонность;
- объективность контроля;
- дифференцированный подход.
Одним из наиболее эффективных и удобных методов диагностики знаний, умений и навыков, по сравнению с другими методами контроля, являются предметные тесты.
Учителю необходимо анализировать результаты своей деятельности, опираясь на данные диагностики, результаты академической успеваемости учащихся, беседы с родителями и другими преподавателями. При необходимости вносить необходимую корректировку.
Комплексное использование образовательных технологий – необходимое условие для стимулирования интеллектуальной деятельности учащихся, а также формирования творческого мышления. В результате повышается уровень их обучаемости другим предметам, так как продуктивность любой деятельности, в том числе и учебной, зависит от уровня развития интеллекта.
Результативность методической системы:
- рост познавательного интереса учащихся к английскому языку;
- положительная динамика роста уровня обученности по английскому языку;
- рост мотивации учащихся к учебной деятельности;
- рост числа учащихся, вовлеченных во внеурочную деятельность;
- рост числа учащихся, вовлеченных в проектно-исследовательскую деятельность;
- развитие ключевых компетенций учащихся;
- рост числа учащихся, вовлеченных в выполнение творческих заданий;
- повышение уровня удовлетворенности учащихся и их родителей качеством образования обучающихся;
- ежегодное участие учащихся в научно-практических конференциях и конкурсах, олимпиадах, проектах по английскому языку с высокими результатами; (призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, Международных конкурсов учебных проектов)
- высокая оценка методической системы коллегами.
Распространение опыта, представление методической системы проводилось через:
- открытые уроки;
- семинары учителей английского языка;
- выступление на конференциях.
- публикации.
- конкурсы педагогического мастерства.
Девизом моей работы я считаю высказывание Уильямса Артура Уорта «Посредственный учитель излагает, хороший – объясняет, выдающийся – показывает, великий – вдохновляет».
Литература.
Белехов Ю.Н. Содержание и организация процесса сопровождения развития интеллектуально одарённых детей. // Одарённый ребёнок, 2005.
- Основные способы словообразования в современном английском языке. Функции, единицы и модели описания (50%)
- Факультатив по английскому языку для 7 класса «В мире английской грамматики» (50%)
- «Расширение словарного запаса с помощью песенных текстов на младшей ступени изучения иностранных языков» (50%)
- Технологическая карта урока английского языка «Животные в Красной книге Пермского района» (50%)