Подсобляева Светлана Константиновна, воспитатель, г.Саратов
На Великой Волге
Славный город есть.
Фабрик и заводов
В нем не перечесть!
Это наш Саратов
Очень он хорош!
Лучше, чем Саратов
Града не найдешь!
Вид проекта: познавательно-исследовательский
По содержанию: ребенок и окружающий мир
Продолжительность проекта: долгосрочный
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители, воспитатели, музыкальный работник, логопед.
Образовательная область: Ознакомление с окружающим, нравственно- патриотическое, экологическое воспитание и музыкальное развитие.
Актуальность темы: С чего начинается Родина? С твоего города, улицы. Не только дети, но и взрослые, не знают истории возникновения своего города. Не посещают памятные места и не интересуются ничем вокруг. А как же нам воспитать достойных граждан своей Родины, страны, города, если мы, взрослые, не уважаем и не знаем свой город. Пора нам, взрослым «прозреть», одуматься, узнать больше об истории своего города, его природе, достопримечательностях, полюбить его и научить своих детей любить и уважать свой город. А чтобы научить любить, надо заинтересовать, дать почувствовать себя причастным к нему. В каком состоянии наш город, наши улицы, леса, реки? Как вести себя на прогулке, в природе, у реки, в парках? Вот вопросы, которые беспокоят нас, педагогов, и требуют ответов. Если не сейчас, то когда? Потом будет поздно!
Реализация проекта
1 этап – подготовительный
-составление перспективного плана, подбор материала, наборов открыток, иллюстраций, изготовление Красной Книги Саратовской области
— организация кружка « Друзья природы»
— знакомство с растениями и животными родного края;
— беседы о редких растениях саратовской области, о людях – защитниках природы, о красоте, окружающего нас леса, о загрязнении ближайших родников, о правилах поведения в природе, о том, как каждый из нас помогает природе,
— экскурсии к роднику «Живи, родник, живи!», в ближайший парк « В парк ребята пришли, а что увидели? Что интересного нашли?», « В гости к ели» «Письмо Черемухи», « Письмо Березки»
- Рассматривание альбомов:
«Красная книга Саратовской области»
Набор открыток « Памятные места Саратова»
« Старый Саратов»
«Достопримечательности Саратова»
- Просмотр книг и чтение некоторых разделов книг:
« Мелодии Саратова» Саратов 1995 г.
« Волга . Боль и беда России»Москва 1989г.
- Индивидуальные беседы с детьми на темы:
« Знаешь ли ты, где родился? Домашний адрес …?»
« Как и где отдыхал летом?»
«Где ты в Саратове бывал, что интересного видал?»
- Хороводные игры «Кто у нас не бывал, синей Волги не видал»
« Саратовские калачи», « Волга волнуется раз….»
- Дидактические игры «Угадай, где я был?», «Кроссворд « Саратов»
Занятия:
Развитие речи:
- Беседа « Мой город родной»
- Рассказ воспитателя на тему «Заводской район – наш родной!»
- Беседа «Где я бывал? Что я видал?»
- Знакомство с символикой Саратова, его губернатором.
- Рассказывание сказки « О трех стерлядках»,
- «Саратовский калач», «Саратовская гармошка»
- « Я помню, я горжусь!»
- Беседа о подвигах Саратовцев в тылу врага, о детях у станков
Экология:
- «Соколовая гора – лучшее место отдыха. Правила поведения»
- « Царица – водица, не всегда хочется напиться»
- Презентация« Волга-матушка»
- « Богатейшая природа Саратова»
- «Саратову так много лет. Чистоты уж больше нет!»
- Презентация « Будем Волгу мы любить, оберегать!»
- Экологическая акция « Сделаем Саратов лучше, чище!»
- Инсценировка « Мы на Волге отдыхали ….»
Музыка:
- Слушание песен Н. Палькина
- Слушание песен « Гимн Саратова», « Журавли», « Мы в Саратове живем», « С добрым утром, Саратов!»
- Пение саратовских частушек, « Кто у нас не бывал, синей Волги не видал», припева « Гимна Саратова»
- Хороводные игры « Ходят капельки по кругу», « Ручеек»
- Танец « Течет река Волга»
- Слушание саратовской гармошки в грамзаписи
- Выступление воспитателей с презентацией « Птицы белые летели…!»
2 этап – продуктивный
Создание информационного уголка « Саратовской губернии -80!!!»
(символика, гимн , губернатор, достопримечательности)
Коллаж « Я помню, я горжусь!!!»
Рисование:
- « Улицы города»,
- « Достопримечательности Саратова»
- « Отдых на Волге»
- « Огней так много золотых на улицах Саратова»
- « Саратов зимой»
Лепка:
- Панно из пластилина «Герб Саратова»
- Барельеф « Летят журавли »
Аппликация:
- « Герб Саратова»
- «Улицы города»
- « Саратовский калач»
Конструирование:
- Макет «Родной Саратов»
- Памятник « Журавли»
- « Корабли на Волге»
- Макет « Саратовский ЯК»
Совместная деятельность:
- Труд в природе
- Заучивание четверостиший, частушек о Волге, Саратове
- Подвижные игры « Ручеек», « Волга волнуется – раз», « Караси и щука»
Работа с родителями:
Конкурс фото « Я в Саратове живу!»
Экскурсии с родителями
- Экскурсия в краеведческий музей
- Экскурсия в парк Заводского района.
- Экскурсия в Парк Победы на Соколовой горе
Консультации на тему:
- « Как прививать любовь к родному городу?»
- « Правила поведения в городе, парке, в лесу, на Волге»
- Предложить посетить с детьми музеи, памятные места Саратова, Набережную космонавтов, « Парк Победы»
- Показать «Панораму старого Саратова» на улице Радищева
- Предложить информационный лист о местах празднования « Дня города»
- « Что я делаю для родного города?»
3 этап — итоговый
- Развлечение « Юбилейный праздник — День города»
- Выставка работ «Мой город родной»
- Конкурс между группами « Частушки о Саратове»,
- Конкурс рисунков о Саратове.
- Экскурсии с родителями в город на праздничные мероприятия, посвященные 80-летию Сар губернии и 80-летию Заводского района
- Выступление на экологическом фестивале с программой « Берегите Волгу!!! Возродится Волга, возродится Россия!!! »
- «ОГОНЬ – НАШ ДРУГ, ОГОНЬ – НАШ ВРАГ» (Познавательно – исследовательский, групповой, среднесрочный проект) (50%)
- Проект: «Воспитание чувства патриотизма к «малой» Родине через знакомство с творчеством А.П. Чехова» (50%)
- Проект «Хочу всё знать» (50%)
- Проект по познавательному развитию детей группы старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Земля-наш общий дом» (50%)
- Проект по социально-личностному развитию дошкольников, посвященный космонавтике «Навстречу звездам» (50%)
- Проект «Елочка, елочка, а на ней иголочки…» (RANDOM - 50%)