Конспект занятия: «Звук [Л]»

Касьяненко Светлана Владимировна, учитель — логопед, МОУ д/с № 225 г.Волгограда.

 

Цель: постановка звука [Л].

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные:
  • формирование правильного произношения звука [Л];
  • уточнение акустического и произносительного образа звука [Л];
  • закрепление представлений о механизме организации звука [Л].
  1. Коррекционно-развивающие:
  • развитие мелкой моторики (шнуровка);
  • выполнение артикуляционных упражнений в полном объёме (артикуляционная гимнастика);
  • развитие плавного длительного выдоха (упражнение «Мыльный пузырь»);
  • развитие фонематических представлений (игра «Хлоп-топ»);
  • закрепление звука в изолированном виде, в слогах;
  • развитие силы голоса и интонационной выразительности речи (игра на подражание).

3.Воспитатльные:

  • воспитание навыков сотрудничества и взаимодействия;
  • формирование положительного отношения к занятиям.

Оборудование: картинка с изображением клоуна, шнуровка, картинки с артикуляционными упражнениями, мыльные пузыри, артикуляционная схема, зеркало.

                                                      Ход занятия:

     Этапы занятия                              Содержание
1.Организационный момент — Здравствуй! Послушай, пожалуйста, загадку:

Любит всех смешить чудак

Попадает он впросак,

Много разных шуток знает

В цирке часто выступает.

2. Сообщение темы — Правильно, это клоун и сегодня он пришёл к нам в гости, что бы сделать наше занятие весёлым. Сегодня мы с тобой продолжим работу со звуком [Л]. Будем стараться произносить его правильно и красиво.
3.Развитие мелкой моторики посредством шнуровки — С нашим клоуном случилась неприятность. Он так спешил к нам на занятие, что не заметил, как у него оторвалась пуговица. Давай поможем нашему клоуну её пришить.
4.Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнергопластики — Давай представим, что наш рот это цирк. И теперь мы будем показывать, что есть в нашем цирке: клоун, который всем улыбается – давай сделаем улыбочку – молодец. В цирке выступают слоны – давай сделаем хоботок. Ещё у нас есть буфет, где дают вкусное варенье – давай оближем губки. После варенья надо почистить зубки. Ещё в цирке есть гимнасты, они выступают на качелях – давай покажем качели.
5.Развитие длительного и плавного выдоха — Посмотри, клоун принёс с собой волшебную коробочку, давай посмотрим, что в ней лежит? Правильно, это мыльные пузыри. Ты любишь надувать мыльные пузыри? Давай по — пробуем. Только есть одно условие: вдох мы делаем носом, выдох ртом и следим, чтобы щёки не надувались.
6. Постановка звука по М. Е. Хватцеву Используемый приём: Широко открыть рот. Установить суженный кончик языка «жало» к шейкам верхних зубов, тянуть звук «А» громко и нараспев. Одновременно на фоне «А» поднимается и опускается кончик языка, касаясь верхних резцов, а затем верхней десны по несколько раз на один выдох.
7.Произнесение изолированного звука Ты, наверное, знаешь, что клоуны часто гастролируют. А как ты думаешь, на чём они отправляются в путешествие? Правильно на самолёте. Давай вспомним, как гудит самолёт, когда он взлетает”. (Логопед показывает картинку самолёта и имитирует его взлёт).

А когда он летит высоко в небе – как мы будем гудеть? Правильно – тихо. Молодец!

8.Анализ артикуляции Теперь я предлагаю посмотреть схему, на которой изображено нужное положение органов артикуляции. Скажи, когда мы произносим звук [Л] в каком положении находятся губы? (приоткрыты). А где находится язычок? (язычок между передними зубами). Моторчик работает или нет? (работает)”.
9.Развитие фонематического слуха (игра “Хлоп-топ”) Мне кажется, нам пора разомнутся? Сейчас я буду произносить различные слова, ты будешь хлопать в ладоши, когда услышишь слова со звуком [Л], если в слове этого звука нет – ты топаешь ногами.
10. Закрепление звука в слогах Повторяй за мной: ла – ла –ла; лэ – лэ – лэ; лы – лы – лы; ло – ло – ло, ла – ло — лэ ”
11. Домашнее задание 1. Повторить артикуляционную гимнастику.
13. Итог Скажи, над каким звукам мы сегодня работали? Кто приходил к нам в гости? Что больше всего тебе понравилось? Какое задание было для тебя трудным?
14. Оценка Ты очень хорошо занималась, старательно выполняла все задания. Молодец!