Формирование умений и навыков у детей со сложным дефектом через индивидуальное увлечение

Доклад на педсовете.

Воспитатель ГКОУ ЛО «СЯСЬСТРОЙСКАЯ  ШКОЛА — ИНТЕРНАТ»

( Лен.обл .Волховский район, г.Сясьстрой): Гладкова Светлана Владимировна.

Тема: Формирование умений и навыков у детей со сложным дефектом через индивидуальное увлечение.

Я работаю на группе 9в класса. Мои воспитанники — это подростки с нарушением интеллекта, которые обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. У них значительно снижена познавательная активность, весьма узок круг интересов. Помимо интеллектуального недоразвития воспитанники, отличаются  проблемами эмоционально — личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Именно школа призвана воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения.

На протяжении всего  времени работы на этой группе, мы вели работу по сплочению детского коллектива, формированию в нем добрых взаимоотношений, развитие коллектива как целостного группового, уважительного отношения к взрослым, сверстникам.

В работе с детьми нами были использованы различные методы для достижения хороших результатов: наблюдение, беседы, сравнение,  самоанализ, индивидуальная работа с детьми.

Свободное время детей проходит довольно насыщенно. Дети проводили время, играя в настольные игры, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры, использовались дидактические игры, занимались бытовым трудом, творчеством, все это позволяет закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки.

Практическая подготовка к занятиям по трудовому воспитанию — это формирование у воспитанников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий.

Опыт работы с детьми со сложной структурой дефекта показал, что эти дети развиваются, они способны к обучению и последующей социальной адаптации. Организовано  систематическое обучение и воспитание в соответствии с их возрастными и психофизическими особенностями, направлено на их социализацию и приспособление к жизни в условиях включенности в окружающую среду. Основной задачей работы с воспитанниками является их трудовая подготовка, всемерное развитие.

Следует отметить, что развитие трудовых навыков имеет немаловажное значение для формирования учащихся социальной сферы. Были проведены беседы, где объяснялось на доступном уровне теоретические сведения и формируются практические умения и навыки по разделам «Уход за одеждой и обувью», «Гигиена тела». Приобретенные навыки под руководством воспитателя воспитанники отрабатывают во время дежурства по классу, в группе, интернате, столовой, на прогулках.

Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены.

Занимаясь самообслуживанием, дети нашей группы учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные  на уроках по СБО, беседы и презентации, экскурсии в магазин техники.  Непосильность задания может привести к перенапряжению и вызвать отрицательное отношение к работе вообще. Наоборот, правильная дозировка заданий, распределение их во времени, разумное разделение труда делают работу привлекательной и вызывают желание трудиться. Этому же помогает соревнование за лучшее качество работы и соответствующие меры поощрения. При этом наибольший воспитательный эффект достигается в том случае, если к оценке результатов труда привлекаются сами учащиеся. Кто лучше сделал? У кого красивее? Почему?

Это приучает детей более критично относиться к качеству своей работы и работы товарищей.

Самообслуживание — первая трудовая обязанность ребенка.  У воспитанников нашей группы сформированы навыки самообслуживания: Уборка кровати, уход за школьной формой, за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности.

Мы постепенно формировали и прививали навыки самообслуживания через их увлечения.  Нами была организована творческая мастерская выходного дня, мастер — классы, где ребята занимались рисованием, делали поделки из оригами, лепили, рисовали и т.д. Например: Романов Богдан проявлял особый интерес к рисованию, лепки, перед тем как приступить к работе, ему надо было подготовить свое рабочее место, довести свое дело до конца и в конце убрать свое рабочее место, так через их увлечения прививались навыки самообслуживания, определение в профессии. Так Романов Богдан уже  поступил  в мультимидийный центр во Всеволожске, на отделение керамики;  Егоров Леша проявлял интерес к земле, нравилось ему полоть, сажать цветы, чем он и занимался на территории интерната, он уже работает на торфопредприятии; Савва Завьялов любил делать поделки из оригами, рисовать, планируют поступать в мультимидийный центр, но пока не решили на какое отделение; Токарев Егор  любит собирать конструктор, пазлы, планирует поступить в ПТУ№24, на автослесаря.  Ребята с удовольствием принимали активное участие  в жизни школы.   Принимали участие почти во всех общешкольных и внеклассных  мероприятиях и это отражалось в том, что занимали 1, 2, 3 места, что немаловажно.

В сентябре в нашу группу пришла новая воспитанница Козлова Ульяна. Практически не владела навыками самообслуживания: не умела пользоваться туалетом, не могла самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, пользоваться столовыми приборами.

У Ульяны  была нарушена координация движений, затруднялась производить последовательные, координированные действия. С трудом завязывал  шнурки, застегивала молнии на куртке, пуговицы. Однообразие движений, резкая их замедленность, вялость, неловкость, угловатость. Недоразвиты сенсорные функции. Внимание нарушено,  речь отсутствует, трудности восприятия пространства и времени, что мешает ей ориентироваться в окружающем мире. Исходя из этого, в  первую очередь необходимы умения и навыки, которые помогут ей для дальнейшей интеграции в общество, в ее адаптации к окружающему миру.

Ребята  сразу проявили к ней интерес и стали большими помощниками в создании условий, пособий и организации прогулок. Все время старались ей помочь, присутствовала забота.  Романов Богдан, поможет застегнуть молнию на куртке, шнурки завязать  на ботинках.

Своими руками ребята  сшили пособие для застегивания молнии и пуговиц, где она училась застегивать молнию и пуговицу, т.к с этим у нас была проблема, Уля переломала все молнии, на всех куртках. В связи с тем, что у Ульяны слабо развита моторика, ребята на кружке  сделали  круги  для шнуровки, сшили пособие со змейками и пуговицами, чтобы Ульяна тренировалась, расстегивать и застегивать. Постепенно, совместно с педагогами  использовали  дактильную речь,  как вспомогательное средство общения, сделали таблички,  и закрепляли материал, полученный в школе у учителя, по которым Токарев Егор помогал тренировать Улю( на, дай). Постепенно появилась обратная связь, Уля стала повторять, по подрожанию. Пыталась рисовать, делать моделирование из бумаги, оригами, ребята ей активно в этом помогали. Научили собирать мазаику, пазлы.

У Козловой Ульяны была нарушена координация движений, в связи с этим, на прогулке, совместно с ребятами, на площадке выстраивали кегли и обходили их с Ульяной, вдоль, затем по кругу. Уля активно включалась в деятельность и в конце года стала не только ходить, но и бегать.

На данный момент у Козловой Ульяны постепенно формируются  санитарно-гигиенические навыки, под контролем воспитателя она сама может их выполнять.

Постепенно  добиваемся самостоятельного выполнения Ульяной  всех действий, которые она первоначально выполняла с помощью взрослого. Когда она начинает лучше понимать обращенную речь воспитателя, а также становится способной  в определенной степени к регуляции своего поведения, постепенно можно вводить групповую форму воспитания, когда воспитатель лишь контролирует действия детей, исправляет их  ошибки при выполнении режимных моментов. Обучение новым навыкам становится возможным на основе показа и словесных инструкций . В это время наряду с навыками самообслуживания возможно постепенно вводить и элементы бытового труда.

Заключение.

Положительная динамика уровня сформированности трудовых навыков воспитанников со сложным дефектов,  группы 9в класса дает им возможность посещать наравне с другими детьми из школы кружки, библиотеку, учреждения города – физкультурно-оздоровительный комплекс, музеи, выставочные залы, театры, цирк, участвовать в общешкольных мероприятиях, где устанавливаются доступные социальные связи на уровне коллектива группы и школы, развиваются навыки взаимодействия с окружающими, что способствует успешной социализации в будущем.

Литература:

Малофеев Н.Н. , Гончарова Е.Л. Позиция ИКП РАО в оценке современного этапа развития государственной системы специального образования в России// Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО, 2000г. Выпуск 1.

Басилова Т.А., Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением. Дефектология, 1996, N 3

Жигорева М.В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь, М.: Академия, 2006.

Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Просвещение, 1956. С. 78-101.

Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственно развития детей. М., 1995. С. 23-43.

Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989.

Лурия А.Р. Умственно отсталый ребенок. М.: АПН РСФСР, 1960

Бгажнокова И. М., Комарова С. В., Ульянцева М. Б. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Певзнер М. С., Бертынь Г. П., Донская Н. Ю. Клинико-психолого-педагогическое изучение учащихся вспомогательных классов школ для слабослышащих детей // Дефектология 1979, № 3

Основы специальной психологии под ред. Л.В.Кузнецовой – М.: Академия,2003г. – 479с.