«Кадетское воспитание-воспитание патриотической направленности личности»

 Денисов Сергей Николаевич, воспитатель, ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа интернат полиции» г. Кемерово.

                                                            «Воспитатели, учителя должны знать,
                                                          кого им нужно воспитывать или выучить, 
                                              знать не только тот педагогический материал, 
                                            который сидит или бегает под их руководством, 
                                                    но и тот умственный и нравственный идеал, 
                                     к которому они обязаны приближать эти вверенные 
                                                                     им маленькие живые будущности». 
                                                                                                  В.О.Ключевский

Кадетское воспитание — это система формирования личности с целью подготовки его к служению Отечеству на государственном и в первую очередь, военном поприще, посредством сообщения каждому воспитаннику понятий и стремлений, которые служат основой чувства патриотизма, принятия таких нравственных категорий,  как долг, честь, порядочность.

«Национальный воспитательный идеал в концепции духовно – нравственного развития личности гражданина России трактуется как образ патриота, понимаемый как «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укрепленный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ» (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России).

Работая воспитателем в кадетской школе-интернате полиции г. Кемерово свое предназначение вижу в том, чтобы создавать условия для формирования патриотической направленности личности средствами, формами и методами кадетского воспитания. Наши воспитанники — подростки, и им присущи стремление и жажда совершения подвига, подражание взрослым, потребность в самоутверждении, признании товарищей, требовательность к себе, большая социальная активность. Усиливается их потребность в состязательности и лидерстве. Им необходимо найти ответы на многие серьезные жизненные вопросы, окунуться в новые приключения, определить цели и приоритеты своего будущего. С поступлением в кадетскую школу интернат полиции в них рождается новая личность, а рождение нового всегда предполагает борьбу, переоценку и переосмысление привычного, стремление к новым ценностям. А мы, взрослые, порой предъявляем им набор стандартных требований: лучше учиться, быть дисциплинированными и послушными. Подросток морально, гормонально и физически рвется во взрослый мир, а мы хотим как можно дольше задержать его в детстве. Неудивительно, что возникают проблемы. А всего-то необходимо поддержать, поднять мальчишкам дух, направить их азарт и энергию в творческое русло, помочь осмыслить происходящее.

Реализовать себя, найти свое призвание и признание помогает наша кадетская школа-интернат полиции. Ни для кого не секрет, что особую роль в духовной жизни страны всегда играл офицерский корпус, неотъемлемыми качествами которого выступали высокий интеллект, эстетическая культура, непреложное следование кодексу чести. Российский офицер, как правило, был прекрасно образован, начитан, обладал умениями и навыками организации досуга, хорошо владел словом, кистью, музыкальным инструментом, умел отлично танцевать. Все эти качества, естественно, закладывала семья, но они закреплялись и развивались в военно-учебных заведениях, прежде всего, в кадетских корпусах и военных гимназиях в процессе целенаправленного нравственно-эстетического воспитания. Среди выпускников кадетских корпусов были и выдающиеся литературные деятели (К. Рылеев, В. Даль, А. Куприн, К. Станюкович, А. Радищев, А. Сумароков, Ип. Шпажинский, С. Надсон, С. Минцлов, А. Суворин и др.), и художники (П. Федотов, Н. Ярошенко, В. Верещагин, скульптор П. Клодт и др.) и композиторы (Н. Римский-Корсаков, А. Скрябин, Н. Мясковский, Н.Титов, И. Ларионов, Н. Компанейский и др.). Российские офицеры — воспитанники кадетских корпусов являлись гордостью нации и выразителями национального самосознания и национального духа. Непрерывное пребывание в стенах корпусов накладывало неизгладимый отпечаток на воспитанников, созданная в них культурно-образовательная среда с первых дней воинской службы формировала определённую систему ценностей, характер и личностные качества будущих офицеров, воспитывала в них способность к нравственной рефлексии, являющейся высшей целью образования. Я не хочу сказать, что закончив наше образовательное учреждение многие станут писателями, композиторами, но то, что для наших воспитанников нравственные категорий, как долг, честь, порядочность это не просто слова, а смысл жизни.

Поэтому система кадетского образования привлекает родителей не только возможностью дальнейшего получения их детьми специальности сотрудников силовых структур, но и той моделью воспитательной работы, сложившейся в нашем учебном учреждении, которая позволяет формировать  качества личности, как гражданственность, патриотизм, человеколюбие, терпимость. Кадетская модель образования и воспитания позволяет, с одной стороны, максимально эффективно использовать все имеющиеся в Кемеровской области образовательные ресурсы, а с другой — применить потенциал кадетской школы-интерната для выстраивания системы патриотического воспитания в целом.

Наши мальчишки-кадеты в период обучения получают навыки высокой самоорганизации и самообслуживания, большое внимание уделяют образованию, спорту и здоровью. Особое внимание уделяется специальной  подготовке, которая проводится с целью дать кадетам знания, умения и навыки, необходимые для их дальнейшего обучения в учебных заведениях силовых структур России, привить им волевые, командирские и методические качества. Специальная подготовка тесно связана с военно-патриотическим и гражданско-патриотическим воспитанием. Особое внимание уделено воспитанию у кадет преданности Отечеству, выработке у них высокого сознания гражданского и воинского долга, дисциплинированности, романтики профессии офицера силовых структур, чувство гордости за Россию, стремления добросовестно выполнять свои обязанности, постоянно совершенствовать свои знания. С этой целью воспитатели нашего учебного учреждения, которые в основном кадровые офицеры силовых структур, находящиеся в запасе, регулярно организовывают и проводят открытые мероприятия по патриотической, нравственно-эстетической, профессиональной направленности. На данные мероприятия приглашаются ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, ветераны локальных войн, знатные люди Кузбасса.

Наши кадеты регулярно принимают участие во Всероссийских, областных, региональных олимпиадах, научно-практических конференциях, спортивных соревнованиях разных уровней, занимая призовые места.

В рамках трудового воспитания кадеты привлекаются к работам по наведению порядка в учебных классах и других помещениях, благоустройству закрепленной за учебными группами  территории и других мероприятий, определенных правилами внутреннего распорядка для кадет.

Кодекс чести кадета, который изложен в Уставе нашего образовательного учреждения соблюдается не только в стенах кадетской школы интерната, но и в жизни способствует формированию базовых ценностных ориентиров.

Военно-патриотическое воспитание – это одно из важных направлений воспитания кадет. Наши воспитанники являются активными организаторами и участниками мероприятий, посвященных Боевым и Трудовым славным традициям России, Кузбасса. Из года в год учувствуют в параде Победы. Так 9 мая 2016 года наши кадеты несли копию Знамени Победы,

Для воспитания волевых качеств, силы духа организовываются и проводятся прыжки с парашютом, полевой выход, стрельба из боевого оружия.

Особую роль в формировании патриотической направленности отвожу тесному сотрудничеству с семьей. Совместно с администрацией, преподавателями, родителями проводим различные внеклассные мероприятия, классные часы, родительские собрания на темы: «Семья и семейные ценности», «Моя семья, мое богатство»,  «Мой сын кадет»,  «Недаром помнит вся Россия!». С большим энтузиазмом наши родители принимают участие в полевом выходе, прыжках с парашютом. Именно здесь идет сплочение не просто отдельной семьи, а коллектива взвода, каждый родитель ближе узнает друзей своего сына, а сын узнает родителей своих друзей, что позволяет сплотить весь коллектив в одно целое — «Школа-Кадет-Семья».

Практика показывает, что педагогическое взаимодействие кадетской школы-интернат и семьи в воспитании патриотической направленности эффективно при соблюдении ряда общепедагогических и специфических условий, таких как: взаимное доверие между педагогами, воспитателями и родителями, соблюдение такта, чуткости, отзывчивости по отношению к родителям, учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах патриотического воспитания. У нас работают преподаватели, воспитатели, деятельность которых основана на призвании, на своем собственном желании работать с детьми (кадетами). Воспитатель для кадет — это человек, открывающий путь в жизнь, влюбленный в свое дело, бескорыстно отдающий весь свой богатый опыт им, кадетам, будущему нашей страны. И пусть даже кто-то со мной не согласится, но мне кажется, что сегодня наши мальчишки на фоне других школьников выглядят более самостоятельными, воспитанными. И в том, как они держатся в обществе, как общаются с взрослыми и со сверстниками, можно заметить именно систему обучения и воспитания, заложенную в нашей кадетской школе – интернате полиции.

С целью информированности общественности Кузбасса о жизни деятельности нашего учебного учреждения  создан сайт (http://www.okshim.ru/) ГБ НОУ «Губернаторская кадетская школа интернат полиции», на котором выкладываются все проводимые мероприятия и повседневная жизнь кадет.

Отрадно осознавать, что благодаря работе педагогов и воспитателей наши кадеты – выпускники правильно определяют и находят свою дорогу в жизни. Многие продолжают учиться дальше, и, по моему мнению, не столь важно, выберут они вузы силовых структур, или гражданские. Главное, что они станут достойными людьми, патриотами нашей Родины для которых честь и долг не простые слова, а смысл жизни.

Кадетство – это честь и доброта, смысл жизни, дружба навсегда, любовь к другим, любовь к Отчизне!