Проект по теме: «Как слово наше отзовётся»

Белянина Светлана Сергеевна, учитель английского языка, МБОУ «Школа  №44  суглубленным изучением отдельных предметов» г.Нижнего Новгорода.

Традиционным общешкольным мероприятием МБОУ СОШ № 44 уже несколько лет является «Парад проектов», который стал своеобразной визитной карточкой школы и имеет статус районного мероприятия.

Все классы, включая начальное звено, участвуют в этом ярком общем празднике со своими проектами на различную тематику: творческими, учебными, краеведческими. Мы восьмой год с моими учащимися занимаемся социально-исследовательскими проектами, в которых затрагиваем самые насущные проблемы современности, актуальные для нашей школы.  Один из  проектов называется «Как слово наше отзовется»,

Цель проекта: формирование культуры межличностного общения учащихся.

Задачи проекта:

-выявить основные факторы, способствующие загрязнению русской речи нецензурной лексикой;

-уяснить негативное воздействие сквернословия на психическое и физическое здоровье человека;

-мотивировать необходимость борьбы с засильем нецензурной лексики в речи подростков;

-формировать навыки ведения работы по пропаганде нравственных норм и правил поведения в среде сверстников;

-реализовать потребность обучающихся в самовыражении, лидерстве, совершенствовать их коммуникативные умения и навыки.

Конечным продуктом проектной деятельности стали разработка материалов к родительскому собранию в параллелях 5-8 классов и, как один из этапов, – проведение классных часов самими ребятами (5а и 6а классов), участвовавшими в создании проекта. Дети, которых мы привлекали к работе над проектом, не могут похвастаться отличной учебой и безукоризненным поведением, не имеют возможности проявить себя с интеллектуальной стороны, поэтому для них особенно важно участие в социально-значимой деятельности для формирования развития адекватной самооценки. Ребята подошли к поставленным задачам творчески: подготовили плакаты и презентацию по теме проекта,  разыграли смешную сценку, выучили стихи

В. Солоухина о силе произнесенного слова, подобрали пословицы, афоризмы, цитаты и притчи на эту тему.

Мы обеспокоены тем, что в наше время обычным явлением стала грубая нецензурная брань в любом общественном месте и даже в средствах массовой информации.

Ученики нашей школы не являются исключением. Мы провели социологический опрос среди школьников 5 – 10 классов (209 человек) и получили неутешительные результаты:

¾ подростков употребляют в речи ненормативную лексику.

 

В подростковом возрасте проблема употребления нецензурной лексики становится особенно острой, ведь в глазах подростка сквернословие – это проявление независимости, символ взрослости, своеобразная «речевая мода» и выплеск самых разнообразных эмоций: не только гнев, но и радость, и удивление, и восхищение, и одобрение

 

При обработке анкет нас насторожил и заставил задуматься тот факт, что ребята перестают контролировать себя, перестают слышать  свою речь и часто, просто для связки слов в предложении, употребляют ненормативную лексику, проявляя равнодушие к  окружающим людям, нисколько не заботясь о том, что кому-то это неприятно слышать.

В нашей анкете было 13 вопросов с различными вариантами ответов. Анкеты были анонимными, следовательно, ребята вполне честно могли ответить на вопросы. От кого же они чаще всего слышат ненормативную лексику? Оказалось, что подобные слова исходят не от посторонних людей на улице или подвыпивших взрослых, а от друзей и одноклассников в ежедневном общении. Причем девочки в разговорах с одноклассниками тоже часто употребляют бранную лексику, нисколько этого не стесняясь. Печально, но нашлись и те, кто признался, что чаще всего слышат подобную лексику в семье, от своих родителей и других взрослых.

 

Отвечая на вопрос «Что можно сделать, чтобы люди не употребляли бранных слов?», большинство ребят пришли к мнению, что самый действенный и эффективный способ  — воспитывать в семье отвращение к подобным словам  — 158 человек.

Родители, оправдывая своих детей, склонны сваливать всю вину на телевидение, интернет и улицу. Но нам кажется, что в значительной степени виновато наше молчание по отношению к тем, кто, нисколько не стесняясь окружающих, вставляет в свою речь отборные матерные ругательства. А может быть это не только равнодушие? Может быть, это элементарная боязнь получить неадекватную реакцию бранящегося в ответ на замечания, даже если они сделаны в вежливой форме?

Разговор был продолжен на родительских собраниях параллелей 5-6 классов, где ребята  попросили родителей поддержать их в борьбе со сквернословием и прокомментировали презентацию, подготовленную для классных часов. В ней были сделаны попытки проанализировать происхождение ненормативной лексики и её негативное воздействие на все живое – воду, растения, человека.

Тематика нашего родительского собрания вызвала ответную реакцию родителей, некоторые высказали свое мнение по данной проблеме и пришли к заключению, что многое можно сделать, если начинать с себя, со своей семьи, с ближайшего окружения и с друзей и одноклассников своего ребенка.

Результатом родительского собрания стало общее желание сделать попытку наложить на сквернословие полный и неподлежащий обсуждению запрет!

Нельзя надеяться, что после нашего выступления все немедленно откажутся от употребления бранной лексики. А некоторые, наверное, вообще не прислушаются. Мы проделали следующий эксперимент: на большой лист ватмана наклеили фотографию нашей школы и предложили детям представить, что идет дождь и наклеить на ватман капли разного цвета. Черные капли означали, что ребенок будет продолжать употреблять бранные слова в своей речи, фиолетовые – то, что он задумался над полученной информацией, но пока не ручается за себя в отказе от привычной лексики, а синие капли символизировали готовность контролировать себя и свою речь и отказаться от плохой привычки. Как видно на фотографии, преобладают голубой и фиолетовый цвета.

 

 

А это значит, что многие поняли: мат – это совсем не красиво и далеко не безвредно.

Мы планируем вести дальнейшую системную работу по пропаганде чистоты русского языка и правильного поведения. Если в каждом детском учреждении будет вестись подобная кропотливая работа, то от этого выиграют как общество в целом, так и каждый отдельно взятый человек.