Захарова Е.В, воспитатель МБДОУ «ДСОВ№119», г. Братск
Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А. Сухомлинский
В современном российском обществе сохраняется неблагоприятная демографическая ситуация. При этом, по определению Всемирной Организации Здравоохранения, демографический потенциал страны определяют дети до 5 лет включительно, т.е. дети дошкольного возраста. ВОЗ констатирует «Проблема сохранения жизни, и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Анализ заболеваемости воспитанников детского сада показал достаточно высокий уровень распространенности простудных и респираторных заболеваний, нарушения опорно-двигательного аппарата, хронических заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой системы и эндокринной системы.
Основная цель работы дошкольных учреждений на современном этапе я считаю, это сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития, создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего здоровья в особых климато-географических условиях Севера.
В связи с этим основными задачами работы по здоровьюсбережению и физическому укреплению детей дошкольного возраста являются:
-разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста;
-обоснование и внедрение в деятельность дошкольного учреждения эффективных форм оздоровления дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий и методик;
-снижение уровня заболеваемости, укрепление здоровья детей, формирование мотивации на здоровье и здоровый образ жизни.
Условия здоровьесберегающей предметно-развивающей среды:
— физкультурный зал, оборудованный стандартным и нестандартным оборудованием и другими спортивными атрибутами и тренажерами (велотренажеры, батут, сухой бассейн, эллипсоид, беговая дорожка, диски здоровья, балансиры);
— спортивная площадка, оборудованная стационарным оборудованием для развития основных видов движения, позволяющая проводить физкультурные занятия, оздоровительный бег и спортивные мероприятия на открытом воздухе;
— в группах созданы спортивные мини — центры, оснащенные спортивным инвентарем, нетрадиционным оборудованием: для профилактики нарушений осанки, плоскостопия, зрения, заболеваний верхних дыхательных путей;
— бассейн, сауна, фитобар;
-проведения на занятиях по физической культуре, музыкальных, творческих видах деятельности: пальчиковой гимнастики, дыхательной, гимнастики для глаз, игровой массаж , оздоровительные игры, релаксация, психогимнастика , цветотерапия, экологический ландшафт;
Триаду здоровья составляют гигиенические факторы, закаливание и физические упражнения. Для того чтобы обеспечить воспитание здорового ребенка, работа в дошкольных учреждениях должна строится в следующих направлениях:
-Создание экологически благоприятных условий для физического развития и снижения заболеваемости:
-соблюдение санитарных и гигиенических требований (подбор мебели в соответствии с ростом детей);
-сквозное проветривание (3 – 5 раз в день в отсутствии детей);
-обеспечение температурного режима и чистоты воздуха;
-кварцевание групповых помещений для детей раннего возраста в период эпидемии гриппа и ОРВИ;
-специальный подбор комнатных растений, поглощающих вредные химические вещества, выделяющих фитонциды и увлажняющих воздух («Экологический ландшафт»);
-специальный выбор цветовой гаммы интерьеров ДОУ и групповых помещений.
Рациональная организация двигательной деятельности детей:
-физкультурные занятия;
-утренняя, бодрящая, корригирующая гимнастика;
-физкультминутки, динамические паузы и динамические часы;
-подвижные, спортивные игры и упражнения на прогулке;
-оздоровительный бег, ходьба;
-прогулки-походы;
-активный отдых (физкультурные досуги и праздники, дни здоровья, каникулы);
-самостоятельная двигательная деятельность;
-индивидуальная и дифференцированная работа (с детьми, имеющими отклонения в физическом и двигательном развитии).
Режим ежедневной двигательной активности в ДОУ
Формы активности | Режимное время | Группы ДОУ | ||||
Группа раннего возраста | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
1.Самостоятельная
двигательная деятельность, подвижные игры |
Во время утреннего приема детей | 5 — 7 мин | 10 мин | 20 мин | ||
2. Утренняя гимнастика, оздоровительный бег | Перед завтраком | 5 мин | 5 мин | 10 мин | 15 мин | 15 мин |
3. Физкультурные и музыкальные занятия. | 1 и 2 половина дня | 10 мин | 15 мин | 20 мин | 25 мин | 30 мин |
4. Физкультминутки | Во время занятий | 2 мин | 2 мин | 3 мин | 2х3 =6 мин | 2х3=6 мин |
5. Физкультпаузы | Между занятиями | — | — | 10 мин | 10 мин | 10 мин |
6.Физкультурная деятельность на прогулке (закрепление основных видов движений, индивидуальная работа, подвижные игры) | Утро | 30 мин | 30 мин | 45 мин | 45 мин | 50 мин |
7. гимнастика после сна (бодрящая гим-ка, дорожки здоровья) | После дневного сна | 5 мин | 5 мин | 10 мин | 15 мин | 15 мин |
8. кружковые занятия | 1-2 раза в неделю | — | — | — | ||
9. Коррекционная гимнастика | ||||||
10. Самостоятельная двигательная деятельность, подвижные игры | После полдника | 10 — 15 мин | 15 — 20 мин | 20 мин | 15 мин | 15 мин |
11. Прогулка (индивидуальная работа, подвижные игры, самостоятельная двигательная деятельность) | Вечер | 30 мин | 30 мин | 50 мин | 50 мин | 60 мин |
12. Пешая прогулка до дома | Вечерний отрезок времени | 5 мин | 5 мин | 5 мин | 5 мин | 5 мин |
Система эффективного закаливания с учетом индивидуальных особенностей детей и условий в детском саду. При этом используется комплекс процедур: ежедневные оздоровительные прогулки;
прием и утренняя гимнастика на свежем воздухе; ходьба босиком (босохождение) по ребристым дорожкам до и после сна, на занятиях по физической культуре; воздушные ванны в облегченной одежде; сон без маек; игровой массаж; дыхательная гимнастика; обширное умывание; игры с водой;
полоскание рта водой комнатной температуры, отваром трав, солевым раствором.
Лечебно-профилактическая работа. В её рамках проводятся следующие мероприятия:
-Постоянный контроль осанки;
-Контроль дыхания на занятиях по физическому воспитанию;
-Контроль за физическими нагрузками для переболевших детей и для детей, находящихся на диспансерном учете по поводу сопутствующих заболеваний (пиелонефрит, пороки сердца и пр.);
-сбалансированное питание;
-вакцинация против гриппа;
-потребление фитонцидов (чеснока и лука);
-употребление соков и фруктов (второй завтрак);
-прием поливитаминов;
-закладывание оксолиновой мази в нос;
При соблюдений всех вышеперечисленных факторов мы сможем сохранить и укрепить здоровье наших детей и увеличить показатели здоровья и здоровьесберегающих факторов детей дошкольного а при преемственности детского сада и школы, и детей школьного возраста.
Береги своих детей и будьте здоровы!
Литература:
- Белозерцева И.Н. Здоровьесберегающая педагогика / Иркутск: УВП
ИПКРО, 2002г.
- Козлова С.А. Я-человек /М: «Школьная пресса», 2003г.
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии / М: «Вако», 2004г.
4. Максиняевская М.Р. Занятия по ОБЖ с дошкольниками
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- Аппликации как средство развития художественного творчества детей дошкольного возраста (RANDOM - 50%)