«Воспитание юных защитников природы  через любовь к родному краю» (из опыта работы)

Мальцева Татьяна Викторовна, воспитатель

СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т.Теплова м.р.Сызранский Самарской области

 

Все хорошее в людях- из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Село Старая Рачейка расположено в живописной лесной зоне. Наш детский сад находится вблизи от рачейского лесного хозяйства, которое славится чистым воздухом, вкусной родниковой водой, многовековым лесом. Своеобразный лесной комплекс привлекает и одновременно удивляет свежестью и красотой пейзажа, разнообразием растительности.

Шумит Рачейская тайга,

Что с родниковую водою

Смешались птичьи голоса

И гул стоит над головою.

Северной сказкой зовут заповедные рачейские места, где с соснами  дубами и березами соседствуют северные растения. На территории лесного хозяйства находятся под охраной государства девять памятников природы: «Рачейский бор», «Рачейские скалы», «Рачейская тайга», «Семиключье», «Исток реки «Усы», «Малоусинские нагорные сосняки и дубравы» «Малоусинское урочище «Гремячий», «Моховое болото», «Узилово болото»

«Рачейский бор» называют эталонным. Тихо дремлют под солнцем сосны- великаны, наполняя воздух смолистым ароматом. Растут в нем кленово- липовые леса, ольшаники, березняки, дубравы. В рачейских лесах нашли убежище таежные птицы: рябчики, тетерева, глухари…

Не далеко от нашего села располагаются болота — «Моховое» и «Узилово», которые богаты северными растениями: клюквой, черникой, брусникой, мхом. Эти болота — останцы ледниковой эпохи, остатки тундровых болот,  памятники природы, находящиеся под охраной государства.

«Рачейские скалы»- памятник природы, состоящий из огромных каменных глыб. Каменные изваяния возвышаются над окружающим ландшафтом. Под влиянием воды и температуры некоторые растрескались, в них образовались трещины такие, что можно спуститься и ходить, как по траншеям. Другие глыбы на столько наклонены, что чудом держаться, и кажется вот- вот с грохотом скатятся по крутому склону.

Лесной родник к земле приник,

Он не широк, и не велик,

Но чист как, ранней птахи песня

Ты приходи к нему на миг

И песни той напейся.

Воды напейся ключевой,

Воды из родника- простой, как лес,

Родной, как дом, живой, как облака.

«Семиключье» — лесное урочище, состоящее из семи ключей, является уникальным памятником природы областного значения. Оно находится под тенью столетних сосен лесного оврага. Здесь богатый травяной покров, настоящий рай для ботаника.

Природа своим разнообразием, красочностью и динамичностью привлекает детей, вызывает у них радостные переживания. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь. Именно мы, воспитатели должны постараться и дать дошкольникам возможность почувствовать многообразие форм, красок, звуков в природе.

Работу с детьми по воспитанию бережного отношения к природе родного края организую через разные виды детской деятельности. Целью своей работы считаю- развитие у детей познавательно-эмоционального интереса к миру природы родного края.

Основными задачами считаю:

  1. Расширение представлений дошкольников о природе родного края.
  2. Формирование у детей умение наблюдать за природными объектами и явлениями.
  3. Активизация и обогащение речи не тему экологического воспитания дошкольников.
  4. Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к окружающему миру, к природе родного края.

В нашем дошкольном учреждении силами педагогов и родителей была создана эколого-экспериментальная лаборатория «Родничок», где в рамках кружкой работы по экологическому воспитанию и расширению знаний воспитанников о природе родного края, провожу с детьми опытно-экспериментальную деятельность. Дети увлечённо рассматривают гербарий, учатся узнавать и различать деревья, кустарники по листьям, веткам, коре, плодам. Здесь происходит первое знакомство моих воспитанников с микроскопом, с проращиванием семян культурных растений. С особой заботой и вниманием ребята сажают, поливают, выращивают и следят за развитием и ростом рассады в «огороде на окне».  Из принесенных в детсад  шишек, жёлудей и моха делаем с ребятами поделки, участвуем в творческих конкурсах. Стало доброй традицией участие воспитанников в ежегодной акции «День птиц». Вместе с родителями дети готовят скворечники для пернатых друзей, вывешивают их на своем участке. Во время прогулок в природу провожу с ребятами наблюдения за явлениями природы, помогаю устанавливать причинно-следственные связи между ними, организую работу по расширению представлений о животных, птицах,  учу наблюдению за ростом и развитием растений, приучаю их бережно относиться ко всем объектам окружающего мира.

Становятся доброй традицией встречи с работниками рачейского лесного хозяйства. Приглашенные гости проводят беседы с детьми о природе родного края, рассказывают о животных и растениях, занесенных в Красную книгу природы. С большим удовольствием ребята рассматривают картинки с редкими растениями: фиалкой, брусникой, костяникой, папоротником, животными: рябчиками, тетеревами, глухарями. Как радуются и удивляются дети маленьким саженцам березы, липы, осины, которые в умелых руках лесоводов вырастают в большие деревья.

Считаю, что только живое переживание, полученное в детстве и связанное с представлениями о ценности жизни всего живого вокруг, способного тоже ощущать боль и утрату, может  изменить отношение  к нашей природе, ко всему Зеленому дому.