Катыхина Майя Леонидовна, педагог дополнительного образования
Ст.Петровская
Пояснительная записка
В настоящее время появилась тенденция к повышению уровня образования детей, к раннему выявлению и развитию способностей ребенка, формированию творческой личности, адаптации к новым социальным условиям. Целью образования становится не только получение определенной суммы знаний, но и воспитание человека-творца, богатого духовными интересами и запросами, способного к творческому труду, в любом виде деятельности. Задача дошкольного образования состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в формировании сроков и темпа перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего, в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возможностей и способностей.
Программа относится к художественно-эстетической направленности.
Она включает в себя процесс совместной деятельности педагога и воспитанников в ходе, которого возникают особого рода отношения, которые придают их взаимодействию характер сотрудничества. Содействует развитию художественного вкуса, формированию художественной культуры и внутренней гармонии личности через развитие художественно-творческой активности воспитанников, получение знаний по изобразительному искусству и декоративно-прикладного творчества, окружающему миру.
Программа строиться на двух важнейших психологических принципах:
— первый из них — принцип развития. Имеется в виду как развитие высших психологических функций, таких как восприятие, мышление, память, воображение, так и развитие личности ребёнка. Развитие собственной активной позиции ребёнка обеспечивается предоставлением ему инициативы в разных видах деятельности, прежде всего в игре.
— второй принцип — это этап развития ребёнка, согласно которому основной движущей силой являются различные виды деятельности. Для ребёнка дошкольника наиболее значимы игры и продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, аппликация, литературно — художественная деятельность, музыкальная деятельность, ритмопластика, окружающий мир, физическая культура, декоративно прикладное творчество. Она ориентирована на развитие социальной активности ребенка, которая является совокупностью его интеллектуально — творческих и интеллектуально — познавательных способностей и выражается в подготовке к разнообразной деятельности ребенка:
— умственной — в формировании приобретения новых знаний;
— двигательной — в мотивации к выполнению игровых действий, как в организованных, так и в самостоятельных формах двигательной активности;
— эстетической — в понимании и оценке красоты предметов и явлений, в эмоциональной отзывчивости на выразительные средства разных видов искусства.
— нравственной — в воспитании любви к окружающему миру,
— коммуникативной — в формировании желания обмениваться со сверстниками знаниями и умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружное взаимопонимание, проявлять речевую активность.
Новизна программы заключается в попытке интегрировать возможности работы в разных видах деятельности с целью социально-нравственного и коммуникативного развития дошкольников. Методика работы ориентирована на детей 5 — 7 лет. Работа направлена на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных, творческих и личностных качеств.
Содержание программы включает совокупность областей, которые обеспечивают разностороннее развитие с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, познавательному, декоративно-прикладному.
доброжелательность в общении с детьми и взрослыми
Актуальность .Программа является актуальной и основывается на важнейшем дидактическом принципе – развивающем обучении .В процессе воспитания и обучения дошкольников осуществляется их разностороннее развитие. Важность правильно организованного развития дошкольника подчеркивают психологи и педагоги .Л.С.Выгодский отмечал ,что «правильно организованное обучение ведет за собой развитие»,детей следует обучать тому, что они не могут усвоить сами, без помощи взрослого.
Педагогическая целесообразность программы состоит в том, что в процессе её реализации обучающиеся овладевают необходимыми (элементами) знаниями, умениями, навыками для полноценного развития ребёнка. Образовательный процесс предполагает охват основных направлений развития ребёнка (физическое, познавательное, трудовое, эстетическое….), а так же предусматривает систему мер по охране и укреплению здоровья детей. Программа написана таким образом, что возможна реализация любой познавательной задачи через разные формы организации детского коллектива (фронтальную, подгрупповую) в самостоятельной и регламентированной педагогом деятельности.
Программа является комплексной, с набором разных видов деятельности, форм организации строится по следующим прицепам:
— принцип последовательности (методическое усвоение материала, «от простого к сложному»);
— принцип доступности (изложение материала в соответствии с возрастными возможностями и познавательными возможностями ребенка);
— принцип наглядности (использование наглядных пособий, технических средств обучения, делающих воспитательный процесс более эффективным);
— принцип межпредметности (всесторонние гармоничное развитие личности путем соединения детского творчества и элементарного образования);
— принцип психологической комфортности (через игровую деятельность и радость творчества к созданию « ситуации успеха»).
Цель: разностороннее и полноценное развитие ребёнка, формирование у него универсальных, в том числе творческих способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.
Задачи:
1.Формирование познавательного интереса, развитие мотивации к творческой деятельности.
2.Развивать умение детей наблюдать, анализировать, сравнивать, способствовать общему развитию личности.
- Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща. Способствовать коммуникационной способности – умение ребенка общаться со сверстниками и взрослыми; сотрудничать и договариваться, обращаться за помощью и предлагать помощь, идти на компромисс и защищать свои права
Отличительная особенность программы: организация развивающего процесса, позволяющая интенсивно обогащать познавательный опыт дошкольника через игру.
По своей специфике учебно-воспитательный процесс в группах раннего развития имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей. Каждое занятие обеспечивает развитие неповторимой личности ребенка, стремящейся к реализации своих возможностей. Поскольку все дети обладают своими, только им свойственными качествами и уровнем развития, деятельность таких групп основывается на дифференцированном подходе к индивидуальным особенностям ребенка.
.
Организационно-педагогические основы обучения
— Набор детей в детское объединение осуществляется свободно. Принимаются все желающие мальчики и девочки дошкольного возраста, без предварительной подготовки, при наличии медицинской справки.
— Форма занятий – групповая; срок обучения – 2 года; количество воспитанников в группе 12-20 чел;
— возраст воспитанников:
1й год обучения 5-6 лет;
2й год обучения 6-7 лет.
— Временная протяженность занятий составляет 30 мин., между занятиями 10-30 минут перерыв; состав группы постоянный.
Сроки реализации программы: Программа рассчитана на два года обучения .Для реализации программы используются следующие формы занятий :учебные занятия ,праздники, экскурсии. Реализуется программа на ознакомительном уровне с целью интенсивной социальной адаптации и направлены наповышение психологической готовности ребенка.
Условия реализации программы. Для организации деятельности детей требуется — мебель, соответствующая возрастным особенностям развития; доска для обучения рисованию, наборное полотно, цветные мелки, игрушки, сюжетные и предметные картинки, таблицы по окружающему миру, детские книги, мячи, скакалки, обручи. Дети для работы на занятиях должны иметь: альбом, кисточки, клеенки, полотенца для рук, пластилин, дощечки для пластилина, простой карандаш, спортивную форму (футболку, шорты, чешки).
К концу 1 года дети должны знать и уметь:
Лепка. Лепить предметы разной формы, используя усвоенные приемы и способы. Создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции. Создавать изображения по мотивам народных игрушек.
Рисование. Проявлять интерес к произведениям изобразительного искусства (живопись, народное декоративное искусство). Выделять выразительные средства в разных видах искусства (форма, цвет, колорит, композиция). Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разные композиционные решения, изобразительные материалы. Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов. Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приемы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства.
Аппликация. Изображать предметы и создавать несложные сюжетные композиции, используя разнообразные приемы вырезания, а также обрывания бумаги. Правильно пользоваться ножницами. Сгибать лист вчетверо в разных направлениях, работать по готовой выкройке. Выполнять несложные поделки способом оригами. Делать игрушки, сувениры из природного и бросового материала.
Ритмопластика. Ходить и бегать легко ритмично, сохраняя правильную осанку, направление и темп. Прыгать в длину с места, с разбега: в высоту с разбега, прыгать через короткую и длинную веревку. Метать предметы правой и левой рукой на расстоянии 5-9 метров, в вертикальную и горизонтальную цель, бросать мяч вверх, о землю и ловить его одной рукой. Перестраиваться в одну колонну по двое; равняться, размыкаться в колонне; выполнять повороты направо, налево, кругом. Двигаться ритмично под музыку.
Окружающий мир. Различать и называть виды транспорта, предметы, облегчающие труд человека в быту, и предметы, создающие комфорт. Определять размер, цвет, форму и другие признаки предметов; на основе этого описывать предмет. Знать, что предметы имеют свою историю, у них есть прошлое и настоящее. Классифицировать предметы, определять материалы, из которых они сделаны. Самостоятельно характеризовать свойства и качества этих материалов: структура поверхности, твердость- мягкость, хрупкость- прочность, блеск, звонкость, температура поверхности.
Знать, что любая вещь создана трудом многих людей. Проявлять интерес к истории предмета. Называть профессии строителей, земледельцев, работников транспорта, связи, швейной промышленности. Знать и называть своих родственников, домашний адрес. Различать некоторые рода войск.
Знать некоторые правила дорожного движения: улицу переходят в специальных местах, через дорогу можно переходить только на зелёный сигнал светофора. Знать название родного города (поселка), страны, ее главного города.
Анализировать результаты наблюдений и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе. Знать несколько видов травянистых растений, иметь представления о способах вегетативного размножения растений. Знать и называть обитателей живого уголка природы; уметь рассказывать о том, как за ними ухаживать. Знать и называть диких и домашних животных, некоторых птиц, насекомых, земноводных. Делать выводы о том, как человек может беречь природу. Знать, что нужно делать для того, чтобы поддерживать свое здоровье и здоровье окружающих людей.
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Экологический проект по теме «Зеленый островок (50%)
- Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- Доклад по теме: «Значение квиллинга в развитии мелкой моторики у детей» (RANDOM - 50%)