Консультация на тему: «Использование природного материала в коррекционной работе с дошкольниками»

Бобрикова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 38 Центрального района Волгограда»

Игра заполняет все жизненное пространство ребенка, и любое дело он превращает в игру, будь то убор

ка игрушек, купание, прием пищи. В своих играх ребенок чувствует себя комфортно. Основным мотивом игры является не получение результата, а сам процесс игры.

Игры с песком и водой широко используют психологи в работе с дошкольниками. Но те же песок и воду можно использовать для формирования и развития пространственно-количественных представлений, счетных операций, развития мелкой моторики, развития речи. В процессе знакомства с различными природными материалами и их свойствами осуществляется развитие памяти, внимания, восприятия, мышления, речи. Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

Обучение игровым действиям с природным и рукотворным материалом не является изолированной задачей. Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями и другими плодами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, со взрослыми и сверстниками. Эти знания могут выполнять разные функции в игровом опыте детей, но все они значимы для процесса социализации ребенка. Среди них выделяются информационная, эмоциогенная и регуляторная функции.
В качестве основной выступает информационная функция, то есть взаимодействие с природными материалами позволяет ребенку получить информацию об их качествах и свойствах. Значение данной функции состоит в том, что ребенок учится ориентироваться в окружающем мире.

Следующая по значимости — эмоциогенная функция Она проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него. В процессе обучения играм с природным материалом необходимо не просто передать ребенку информацию игрового характера, а представить ее в такой форме, с такой эмоциональной окрашенностью, чтобы ребенок быстрее и полнее усвоил ее.
Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной. Она как бы проецирует знания на конкретную деятельность Выбор деятельности или деятельностей в их взаимосвязи весьма значим для развития представлений детей об окружающем природном и предметном мире.
Коррекционно-развивающая работа на основе деятельности детей с нарушениями речи, психического развития строится с учетом различных дидактических принципов.
Принцип связи знаний и умений с жизнью считается одним из важнейших. Он предполагает формирование у дошкольников знаний, умений и навыков, которые близки их опыту и возможностям, обеспечивают адекватную ориентировку в окружающей действительности и могут быть использованы ими в собственной деятельности (игровой, конструктивной, изобразительной, в быту).
Принцип научности и доступности предполагает, что, несмотря на нарушение речи, на ограниченные возможности дошкольников с ЗПР в овладении научной картиной мира, все содержание их обучения должно отражать современные представления о социальной и природной картине мира в доступной детскому пониманию форме.

В процессе коррекционно-развивающей работы нужно учитывать принцип системности, систематичности и последовательности, который определяет логику содержания знаний, навыков и умений, последовательный переход от одних игр к другим, расширенным и усложненным.
      Принцип развивающего и воспитывающего обучения. При построении работы необходимо опираться на утверждение Л. С. Выготского о том, что развивающим обучение может стать только тогда, когда оно построено с учетом уровня актуального развития ребенка, направлено в «зону ближайшего развития» и обеспечивает ее расширение.
При обучении детей играм с природным материалом учитывается принцип всесторонности и гармоничности развития детей. В содержание игр следует включать информацию о разных сторонах окружающей ребенка действительности, привлекать умения и навыки из других видов деятельности, которыми в соответствии со своими индивидуально-типологическими особенностями может овладеть ребенок.
Процесс обучения воспитанников дошкольного учреждения играм с природным материалом организуется с учетом принципа активности и самостоятельности, который реализуется в методах и приемах обучения, в содержании обучения при направляющем воздействии взрослых участников образовательного процесса.       Игры с песком и другим природным материалом естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом  Карлом Густавом Юнгом. Использование нетрадиционных форм работы с детьми-логопатами в дополнение к академическим методам описывали такие как  М. А. Поваляева, М. И. Чистякова, О. П. Гаврилушкина, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева,  Л. Б. Боряева.

Игры с природным материалом — водой, песком, шишками, каштанами, желудями, крупой и другими плодами и семенами — включаются в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Так как они:

—  Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук.

— Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности .

—  Способствуют расширению словарного запаса.

— Помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза.

—  Позволяют развивать фонематический слух и восприятие.

—  Способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.

—  Помогают в изучении букв, освоении навыков чтения, письма

—  Снимают мышечную напряженность, помогают ребенку чувствовать себя защищенным в комфортной для него среде.

—  Развивают активность, расширяют жизненный опыт, передаваемый педагогом в близкой для ребенка форме (принцип доступности информации)

Игры с песком.

—  «Чувствительные ладошки».  Положить ладоши на песок, закрыть глазки, почувствовать, какой он. Открыть глазки, рассказать, что чувствовали (ответы детей). Сделать то же самое, повернув ладошки другой стороной. Рассказать о своих ощущениях.

—  Создать узоры и рисунки : солнышко, бабочка, буква А или целое слово.

—  «Пройтись» каждым пальчиком правой и левой руки поочередно.

— Разложить на песке в особой логической очерёдности разные по структуре и размеру камни и природные материалы.

—  Провести фигурку по песочным дорожкам-лабиринтам.

—  Посчитать камешки, желуди, шишки каштаны и решить на песке математическую задачку.

—  Выложить деревянными палочками, каштанами, желудями, камешками геометрическую фигуру, букву.

— Песочницу можно использовать для нахождения животных, предметов, камней, желудей, каштанов, определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке.

—  Находить спрятанные в песке буквы и составлять из них слоги, слова.

—  Можно писать слова на песке печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку.

— «Где спрятались зайцы?» ребенку предлагают построить из теплого влажного песка заборчик вокруг домика. По заданию педагога помещает зайчика за заборчиком, у домика, перед заборчиком, на домике и т. д.

—  «Дорожки». Педагог предлагает ребенку через воронки разного размера просыпать песок и определить узкую, широкую дорожку, по которым пройдут мишка, зайка.

  Крупотерапия. Обычная крупа скрывает в себе огромное количество возможностей по развитию мелкой моторики. Действовать можно разными пальчиками, пальчиками обеих рук, с использованием ложечек разной величины, пинцетов, с открытыми и закрытыми глазами.  Широко известны такие приемы:

—  Рисование на цветном подносе. Для этого надо высыпать крупу на поднос ровным слоем. Сначала порисуйте  сами. Главное – заинтересовать, увлечь ребенка. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. При рисовании и письме на подносе или в коробочке с манной крупой можно использовать тонкие палочки, либо рисовать разными пальцами. Рисовать можно все, что угодно: хаотичные линии, домики, круги, заборы, облака, спирали, лица.

—  Сортировка круп, раскладывание в ячейки конфетных коробок, в различные  баночки, мисочки, заполнение пластиковых бутылок горохом, фасолью, бобами.

—  Выкладывание геометрических фигур по опорным точкам, выкладывание, цифр, букв.

—  Угадывание на ощупь, в каком мешочке лежат семечки, зерна, крупа, бобовые;

 Массаж с дарами природы. Приспособления для самомассажа. С помощью грецкого ореха можно массировать запястья, кисти рук, ладони, пальцы. Желательно иметь орехи  различной величины, круглой, продолговатой формы, с гладкой и бугристой поверхностью. Некоторые полезные  упражнения, которые можно выполнять с орехами:

—  прятать орехи в плотно сжатой ладони сначала одной, потом другой руки;

—  кончиками пальцев одной руки «ввинчивать» орех в середину ладони другой руки;

—  раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями, как пластилин.

— С помощью еловых и сосновых шишек можно массировать кисти рук, ладони, пальцы, сопровождая  движения стихотворным текстом.

—   Вращение основанием шишки на тыльной стороне рук по часовой и против  часовой  стрелки.

—  Подбрасывать шишку вверх, ловить двумя руками, затем одной рукой левой, право

—  Круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук.

Освоение дошкольниками игрового опыта идет, как правило, двумя путями: под руководством педагогов и в ходе самостоятельной деятельности, возникающей по инициативе ребенка. Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:
• проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
• совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
• выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
• по образцу предлагаемому взрослым;
• по словесной инструкции;
• сопровождение ребенком выполняемых действий речью.

Игры с песком — это и основа для режиссерских игр с объемными игрушками. В этом случае песочница используется как плоскость для моделирования ситуации сказки. Для таких игр подбираются специальные игрушки, веточки становятся деревьями, шишки — кустами, из семен тыквы, ракушек выкладываются дорожки, реки. Выбор материала во многом зависит от воображения и фантазии педагога.
Осуществляя пространственную ориентировку в воде (на ее поверхности, на дне емкости), дети осваивают пространственные представления. Для этого используются природный материал, игрушки, пластиковые фигуры, которые тонут и которые не тонут в воде.
Формируя у детей количественные представления, педагог предлагает им бросить в воду камешки в определенном количестве, разложить их на дне емкости в ряд, в круг и т. п.
Дети учатся ориентироваться на словесную инструкцию взрослого. Кроме словесной инструкции, используются звуковые сигналы. Например, в воду нужно бросать или доставать из воды столько цифр, сколько звуков музыкального инструмента услышит ребенок. В процессе игр с водой развиваются и тактильные ощущения детей. Они учатся с закрытыми глазами находить на поверхности стола, на краю ванночки соответствующие цифры или заданное количество одноименных игрушек и опускать их в воду, а также вылавливать из воды нужное количество игрушек.
В процессе игр с песком и водой, различными игрушками или натуральными предметами у детей формируются представления об окружающем природном мире, развиваются речь, мышление, память, внимание, фантазия.