«Музейная педагогика как одна из технологий воспитания познавательного интереса и любви к своей малой родине»

Бегей Марина Владимировна, ст. воспитатель, СП «Детский сад» ГБОУ СОШ с.Старая Рачейка имени Героя Советского Союза С.Т.Теплова м.р.Сызранский Самарской области    

Только тот, кто любит, ценит, уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить нашу родину, узнав её, стать подлинным ее патриотом. С. Михалков

Моя малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той, путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать все! Как  бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за неё — необходимы всегда!

Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели? Ответить на эти вопросы сегодня — значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности.

Мы горды, тем, что живем в одном из самых красивейших, в старинном, богатом духовными традициями и обычаями селе Сызранского района. Из-за множества чистых и звонких родников и ручьев наше село 340 лет назад нарекли «Ручейкой», позже жители переименовали в «Рачейку»…

Одной из технологий по воспитанию у дошкольников познавательного интереса и любви к малой родине — считается музейную педагогику. Она формирует знания детей об историческом прошлом и настоящем родного края, расширяет знания об особенностях населения, истории и культуры, формирует любовь к родному краю, красоте и многообразию природы.

Приступая к работе по музейной педагогике, перед нашими воспитателями стал вопрос об организации соответствующей предметно-простран­ственной среды. Сначала была небольшая комнатка в детском саду, оснащенная не более десятью подлинными предметами  старины, принесенными из дома педагогами. Мы ее назвали мини-музей «Светелка».

Время шло. И когда музейные полки и стеллажи пополнились новыми экспонатами, принесенными детьми и родителями из бабушкиных сундуков и чуланов, стало ясно: наш мини-музей требует расширения. И тогда все предметы старины мы перенесли в другое более просторное помещение.

В настоящее время наш музей «Русская старина» насчитывает более 40 подлинных предметов крестьянского быта, изделия народных промыслов, ремёсел и рукоделия.

Обстановка в нашем музее разделена на секции: «Сельское подворье», «Жилище и быт», «Руками мастеров». Такая систематизация, посредством действенного познания, способствует более точному пониманию и восприятию дошкольниками музейных предметов, формирует у них интерес к краеведению, воспитывает уважение к культуре и традициям народа, проживающего в нашей Старой Рачейке.

Ребята имеют возможность не просто рассматривать предметы, но и «поиграть в историю». В настоящих музеях экспонаты трогать руками нельзя, а в нашем, наоборот, — можно, и нужно. И посещать наш музей можно каждый день, в любое свободное время, также разрешается брать экспонаты в руки и рассматривать. Восприятие музейных предметов, тесно связано с эмоциями и чувствами дошкольников. Так они чувствуют себя причастными к сохранению духовного и материального наследия прошлого.

Центральную стену музея «Русская старина» украшает макет бревенчатой избы с расписным окном, изгородью и лавочкой, рядом — настоящий резной колодец с коромыслом и ведрами.

По соседству оборудовано целое крестьянское подворье с имеющимися старинными орудиями труда: цеп, грабли, рубанки, пилы, керосиновые лампы и фонари, есть даже приспособление для валки валенок, большая настоящая ступа с пестом и каменные жернова. А недавно в наш музей подарили самодельный верстак.

Для сельского человека лошадь всегда была помощницей: на ней ездили, сеяли и пахали, поэтому колесо от телеги, хомут, дуга, уздечка — прочно  вжились в музейный интерьер.

Основную часть помещения занимает горница, ее украшает русская печь, где «сушатся» валенки и лапти, лежит лоскутное, ватное одеяльце.  В закутке за печкой  хранится домашняя утварь: крынки и горшки, чугунки и сито, керогаз и маслобойка, деревянный совок и ухват. Рядом — приспособление для стирки: ребристая доска, рубель с поперечными рубцами для глажения белья после стирки, здесь же — сменившие рубель разного размера чугунные утюги, которые разогревались углями из печи. «Окошко» возле зеркала с рушником, украшено занавесками с вышивкой в народном стиле. На стене, висят часы-ходики с маятником и пожелтевшие фотографии в старинных рамках. На дубовом столе, застланном самотканой скатертью — большой самовар, деревянные ложки, керосиновая лампа. Возле стола — старинные прялки, ткацкий станок, резная детская кровать-колыбелька. В большом сундуке хранится приданое невесты: разноцветные шали, свадебный венок, женский сарафан, расшитые рушники… Все здесь манит ребят своей загадочностью и необычностью!

В центре музея – свободная площадь. Здесь удобно водить хороводы, затевать игры. В нашем музее часто проходят народные праздники, посиделки на которые приглашаются родители воспитанников, и конечно, наш частый гость — настоятель местного храма святых Космы и Дамиана о. Алексий Бормотов. Для воспитанников мы организуем досуг: «Святочные посиделки» и «Масленичные гулянья», «Березкины именины» и «Гулянья на Покров». Все мероприятия способствуют привитию познавательного интереса, формированию любви и интереса к традициям малой родины, родному селу.

В музее проходят заседания кружка по изготовлению обрядовых кукол «Василинка». Здесь малышам прививают интерес к прикладному творчеству через познание русских народных традиций, носителем которых является древнейшая из игрушек — тряпичная кукла. Ребята узнают, что каждая из кукол (Кувадка, Пеленашка, Зернушка, Кубышка-травница) имела свое предназначение.

Для успешной работы, как в настоящем музее, в нашем музее собственными силами провела учет фондов,  их описание. На каждый экспонат теперь имеются сведения: дата приобретения, количество экземпляров, фамилия дарителей и описание предназначения экспонатов. К каждому экспонату подобрала историко-энциклопедические материалы, разработки конспектов занятий.  Систематизация данных облегчила возможность и другим воспитателям ярче и конкретнее доносить до сознания  детей материал о предметах старины.

В методическом кабинете нашего детского сада собственными силами организовала выставку по краеведению «Сызранскому району — 75 лет». Выставочный материал знакомит о многих селах района. История нашего села показана в  старинных открытках с 19 века, с ее историческими местами. Выставка разделена на экспозиции: «Прошлое села», «Достопримечательные и исторические места», «Развитие Старой Рачейки». Здесь на видном месте — четыре книги местного писателя-краеведа Журловой Г.Г. о нашем любимом селе и его жителях на основе исторических фактов, рассказов старожил.

Наша местность всегда славилось чистым воздухом, вкусной родниковой водой, многовековым лесом! Северной сказкой зовут заповедные Рачейские места, где с соснами, березами, дубами и вязами соседствуют северные растения: клюква, черника, брусника, мох. Обо всем этом у нас ярко представлено, красиво  оформлено, привлекает внимание воспитанников.

К 70-летию Великой Победы 1945 года в учреждении оформила выставочная композиция. По фотоматериалу дети узнают, что во время войны в нашей Старой Рачейке функционировал эвакуационный госпиталь, где проходили лечение раненые бойцы, что теперь на территории нашего села находится единственное в районе братское захоронение умерших от ран воинов. А в центре села на высоком постаменте стоит гранитный воин — памятник погибшим воинам-односельчанам.

Весь материал: музейный, выставочный способствует познавательному развитию дошкольников, учит любить родной край, правильно использовать природные ресурсы, гордиться земляками.

Ежегодное участие дошкольников и педагогов в конкурсах, акциях по краеведению, духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения дает хорошие результаты: грамоты и дипломы победителей.

… В мире все закономерно и обусловлено, ничего не возникает на пустом месте и не уходит в никуда. Мы уверены, что воспитанники нашего детского сада научатся не только ценить и беречь наследие предшествующих поколений, но и приумножать их.