Современные подходы к решению проблемы преемственности между дошкольным образованием и начальной школой»

Брагина Е.А., воспитатель, р.п. Осинки, Саратовская область.

  1. Анализ современного состояния работы ДОУ и школы по подготовке детей к обучению

   Современное образование  обеспечивает комфортное вхождение каждого ребёнка из дошкольного детства в мир учения. При этом учение понимается не только как формирование у ребёнка определённых знаний, умений и навыков, но и как основа всестороннего развития личности ребёнка, учитывающая его психологические особенности.

Камнем преткновения на пути гармоничного развития каждого ребёнка является отсутствие преемственности между дошкольным образованием и начальной школой. Нужно отметить, что в настоящее время в построении преемственности между различными учреждениями сложилась парадоксальная ситуация, когда низшее, предшествующее звено вынуждено приспосабливаться к последующему, высшему.

На ступени «дошкольное образовательное учреждение – начальная школа» мы имеем следующее. Начальная школа должна обеспечить максимально комфортный переход детей от модели воспитания, образования и развития, предлагавшейся в дошкольном учреждении, к учебной, школьной модели. Здесь важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приёмов работы с детьми. Главной целью является плавное замещение форм работы с детьми при переходе из детского сада в школу и учёт тех достижений, которые они смогли достичь на ступени дошкольного образования.

А так как начальная школа часто совсем не хочет использовать формы и методы дошкольного образования, то дошкольное образовательное учреждение вынуждено иногда использовать школьную модель. Школьная модель образования детей старшего дошкольного возраста диктуется требованиями школы, которая хочет получить ученика, владеющего определёнными знаниями, умениями и навыками и – что самое главное – подготовленного к школе в организационном плане.

В результате такого подхода к построению преемственности теряется понимание самоценности дошкольного детства, весь период посещения ребёнком дошкольного учреждения рассматривается только как период его подготовки к школе.

Педагоги дошкольных образовательных учреждений, идя на поводу упрощенно понимаемых требований « подготовить ребёнка к школе», сажают детей за парты и проводят занятия по школьному типу, забывая о том, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста — игра. Только в рамках развитой игровой деятельности у детей формируются начала деятельности учебной.

Таким образом, построение преемственности в настоящее время осуществляется не естественным, а искусственным путём, когда методы, а зачастую и содержание работы с детьми из начальной школы намеренно «спускаются» в дошкольное образовательное учреждение .

При современной постановке учебно-воспитательной работы в детских садах дети получают определённую подготовку к обучению в школе. Учителя 1 классов отмечают целый ряд положительных качеств у воспитанников детских садов: большинство из них имеют достаточно обширные и правильные представления об окружающих предметах и явлениях, хорошо развитые фонематический слух и речь, понятие о числе, геометрических фигурах (треугольник, квадрат, овал и т.д.) и их свойствах, некоторые временные и пространственные представления, владеют порядковым и количественным счётом в пределах 10, умеют рассказывать сказки, любят игры, песни, музыку, знакомы с правилами поведения на уроке, в школе.

Однако в свете современных требований начальной школы, подготовка детей в детских садах к обучению в школе явно недостаточна, а иногда и совсем неудовлетворительна.

  1. Подбор определенных форм работы по обеспечению преемственности в работе между ДОУ и школой способствующих улучшению подготовки детей к обучению

Для осуществления преемственности, важное значение имеют тесные деловые, педагогически целеустремленные контакты между детским садом и школой. Путей осуществления таких контактов много.

Хотелось бы выделить  такие формы работы, которые на наш взгляд заслуживают особого внимания это:

— совещания по обмену опытом работы воспитателей подготовительных групп и учителей 1 классов, которые проводятся систематически  отделами управлениями образования.

— научно – теоретические, научно — практические конференции, которые играют существенную роль в развитии теории по вопросам преемственности в работе детских садов и начальных классов, с участием директоров школ, завучей и учителей начальных классов и дошкольных работников.

— учительские конференции, участие в которых помогают обогатить знаниями и опытом воспитателей подготовительных групп детских садов.

Очень полезными, в смысле обмена опытом, являются посещения учителями занятий в детском саду, а воспитателями – в школе, с последующим обсуждением и анализом этих занятий. Это оказывает положительное воздействие на работу, как детских садов, так и начальных школ.

Очень важно проведение совместных педагогических совещаний работников детских садов и школ с постановкой вопросов о преемственности в работе подготовительных групп и 1 классов .

Установление связи детских садов и школ может идти и по линии различных контактов воспитанников детских садов с учащимися: шефство учащихся над дошкольниками; совместное проведение воспитательных мероприятий – вечеров и утренников сказок; посещение  церемонии встречи первоклассников; экскурсии в школу; просмотр кинофильмов о школе; встречи с учащимися, бывшими воспитанниками детского сада; организация и проведение совместных трудовых дел, игр и т.д. При разумной и целенаправленной организации таких контактов, выпускники детского сада постепенно подготавливаются к выполнению требований, которые предъявит школа.

К сожалению, контакты детских садов со школой ещё недостаточно тесные, а формы их однообразны, и в этом направлении предстоит сделать очень многое.

Другой, не менее важной формой работы, обеспечивающей преемственность между детским садом и школой, является всеобщий охват детей 6-7 лет подготовкой к школе. В результате все дети, поступающие в 1 класс, будут иметь сравнительно одинаковую подготовку, что обеспечит благоприятные условия для их успешного обучения.

На сегодняшний день создаются необходимые условия для решения этой задачи. Но не каждый ребенок, по разным причинам, посещает ДОУ. Хотя число первоклассников, получивших предварительную подготовку к обучению в детских садах, непрерывно увеличивается.

В целях более полного охвата 6-7 –летних детей подготовкой к обучению осуществляется не только через детский сад. Во некоторых школах  создаются группы или специальные классы, в которых подготавливают к обучения детей, не посещающих детские сады. Особое значение созданию таких групп и классов имеет для сельской местности, где детских садов значительно меньше, чем в городах или совсем отсутствуют. Программа работы таких групп и классов соответствует программе подготовительной группы детского сада; рассчитана она в основном на общее и речевое развитие и обучение. В программу входят такие разделы работы, как пение, рисование, лепка, физкультура, обучение элементарным математическим представлениям и кроме этого проведение профилактических  мероприятий по предупреждению проблем в обучении и адаптации учащихся. Приведем пример одной из школ, в которой уже на протяжении нескольких лет  создана и ежегодно функционирует «Школа Деда Буквоеда», цель которой является всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой и чувствовать себя более комфортно и уверенно .

По мнению Н.И.Коваль, организация занятий по обучению в подготовительных классах имеет некоторые особенности, связанные с возрастной спецификой детей. Эти особенности состоят в том, что оборудование классной комнаты должно быть близко к естественной обстановке пребывания детей до школы: двухместные столы, стульчики, соответствующие возрасту, необходимый набор игрушек, наличие игрового уголка, стеллажей, библиотечки; продолжительность каждого урока – 35 минут с обязательным проведением физкульт – минутки в середине урока; при проведении занятий следует широко использовать игровые приемы, индивидуальное обучение в сочетании с коллективной работой; занятия должны иметь практическую направленность и обеспечивать систематическую предметную деятельность. Вся работа с детьми проводится на уроке. По окончании учебного года все дети переводятся в 1 класс. Для учителей, ведущих работу в подготовительных классах, изданы программы и методические разработки к ним. Таким образом, усилиями отделов управления образования, научно – исследовательских институтов, работников школ, ДОУ найдены новые и эффективные формы работы по организации преемственности ДОУ и школы при подготовке детей к обучению, которые нами представлены и систематизированы в нашей работе.

Заключение

Заведующие и педагоги, работающие с детьми подготовительной к школе группы, недооценивают значение детских видов деятельности, разнообразие форм их организации, которые позволяют развивать важнейшие личностные качества, коммуникативные навыки и познавательные интересы. Не учитывается и тот важный факт, что эффективность  образовательного процесса в группах зависит от подбора и сочетания разных видов детской деятельности и форм их организации, которые в совокупности обеспечивают все направления развития ребёнка и создают целостный образ жизни старшего дошкольника.

Непонимание закономерностей целостного развития ребёнка в период дошкольного детства часто приводит к тому, что в группах ведутся только учебные занятия, а игры и различные виды свободной самостоятельной деятельности ребёнка в кругу сверстников исключаются полностью.

Анализ ситуации показывает, что в вопросах подготовки детей к школе накопилось немало проблем, так или иначе связанных с организацией, содержанием и методическим обеспечением образования детей 5-7 лет.

Раскрывая сущность понятия «школьная готовность» и ее составляющие мы пришли к выводу, что подготовка детей к школе должна быть разносторонней и начинаться задолго до фактического поступления детей в школу.

Рассматривая особенности развития ребёнка на рубеже старшего дошкольного и младшего школьного возраста, мы видим, что это бурный и продолжительный период. К концу дошкольного возраста, ребёнок обладает высоким уровнем познавательного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Проанализировав в своей работе условия ДОУ для полноценной подготовки детей к   обучению в школе, мы представили методический комплекс, призванный способствовать повышению профессионального уровня педагогов и качественный подготовки детей к школе

Анализ современного состояния проблемы позволил выявить, что педагоги ДОУ совершенствуют учебно-воспитательную работу в детском саду, приводят её в соответствие с требованиями начальной школы. Это в свою очередь требует повышения общеобразовательного уровня и методической подготовки всех работников детского сада. Дошкольные работники ясно представляют, что в подготовительной группе, как переходной от детского сада к школе, задачи воспитания и обучения имеют свою специфику: они и многообразнее и сложнее, чем в предыдущих группах детского сада. Эти задачи нельзя сводить к чисто утилитарным навыкам, необходимым для обучения в 1 классе школы. Подготовку к школе следует понимать как формирование у ребёнка физических, умственных, нравственно – волевых качеств, комплекса психических механизмов, которые обеспечили бы ему успешное обучение не только в 1 классе, но и на последующих ступенях.

Поэтому усилиями отделов управления образования, научно – исследовательских институтов, работников школ, ДОУ найдены новые и эффективные формы работы организации преемственности ДОУ и школы для повышения качества подготовки детей к обучению в школе, которые нами представлены и систематизированы в нашей работе.