Целевые ориентиры как предпосылки формирования Универсальных Учебных Действий

Маслова Светлана Анатольевна, воспитатель подготовительной группы,

МБОУ СОШ №42 города Белгорода

Эпоха человеческого развития, именуемая «детством»,  считается наиболее сложным переходным периодом от дошкольного к школьному.  Проблема преемственности между ступенями обучения всегда являлась одной из важнейших проблем в образовании.

Введение в действие с 1 января 2014 г. федерального государственного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), который приходит на смену федеральным государственным требованиям, обусловливает необходимость изучения особенностей преемственности между ФГОС ДО и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Вопросы преемственности данных документов особенно актуальны для воспитателей и учителей начальных классов.

Основная цель ФГОС дошкольного образования — это
обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней.

Цель начального образования – продолжение всестороннего развития детей наряду с освоением  важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике, становлением учебной деятельности, и, по федеральным государственным стандартам второго поколения, развитие Универсальных Учебных Действий (УУД).

Что же такое универсальные учебные действия – это в широком смысле означает умение учиться, т. е. способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию путём присвоения нового социального опыта;

в узком значении, этот термин можно определить как совокупность способов действий обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Попробуем разобраться, являются ли целевые ориентиры предпосылками развития УУД. Портреты выпускника детского сада и выпускника начальной школы во многом схожи, но результаты обучения в начальной школе предполагают качественно новый уровень развития, сформиро­ванных в детском саду.   Требования к результатам освоения  образовательных  программ в ФГОС ДО и ФГОС начальной школы во многом согласованы. Освоение образовательных областей в дет­ском саду обеспечивает успех ребенка в предметных областях в начальной школе.  Еще один показатель преемственности — обеспечение равных стартовых возможностей для дальнейшего обучения всех детей. В стандарте прописаны также и требования к личностным и метапредметным результатам, основы которых заложены в модели выпускника детского сада.

В связи с переходом начальной школы на новые стандарты образования, вопрос формирования универсальных учебных действий приобретает особое значение.

              А как же обстоят дела на дошкольной ступени? Ведь в дошкольном возрасте нет универсальных учебных действий, формируются лишь их предпосылки.У дошкольников личностный компонент универсальных учебных действий определяется, прежде всего, личностной готовностью ребенка к школьному обучению — степенью сформированности внутренней позиции школьника.  Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие предпосылки регулятивных универсальных учебных действий:

-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

-умение сохранять заданную цель;

-умение находить ошибки и исправлять их;

Предполагается, что при поступлении в школу ребенок достигает определенного уровня развития общения. В состав абсолютно необходимых для начала обучения ребенка в школе предпосылок входят следующие компоненты:

-потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками;

-владение речевыми умениями, определенными вербальными и невербальными средствами общения;

-желательно эмоционально позитивное  отношение к  процессу сотрудничества;

-ориентация на партнера по общению,

-умение слушать собеседника.

В проекте ФГОС ДО выделяется раздел «Требования к результатам освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». Эти требования «представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования».Такие характеристики «являются необходимыми предпосылками для перехода на следующий уровень начального образования, успешной адаптации к условиям жизни в школе и требованиям учебного процесса». [2]

Таким образом,  обобщая и сопоставляя требования к выпускнику детского сада в соответствии с ФГОС ДО и требования к результатам обучающихся начального общего образования,  четко вырисовывается  что целевые ориентиры выпускника детского сада являются предпосылками формирования УУД школьника.

Список использованной литературы:

  1. Майер А. А., Тимофеева Л. Л. Условия и основания преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте стандартизации // Управление ДОУ. — 2015.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М. : Центр педагогического образования, 2014.