Федяшкина Марина Михайловна, учитель-логопед, МАДОУ ДС №69 г. Нижневартовска.
Цель: формирование речевых навыков и познавательных процессов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные: обогащать словарный запас детей по лексическим темам: «Весна», «Перелётные птицы», «Дикие животные»; формировать предпосылки учебной деятельности, (умение работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции); закреплять навыки звукового анализа, дифференциацию звуков в словах.
Коррекционно – развивающие: развивать связную речь (фонетико-фонематические и лексико — грамматические компоненты речи); развивать общую и мелкую моторику; развивать просодические компоненты речи (интонацию, темп, ритм); развивать умение детей ориентироваться в пространстве.
Коррекционно– воспитательные: воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь другому; воспитывать нравственные качества; прививать чувство эмпатии, откликаться на на эмоции собеседника.
Оборудование:
Игрушки «сова», «лесовичок», геометрические фигуры, пеналы для звуко-слогового анализа слов; сюжетные картинки к сказке «Заюшкина избушка». Предметные картинки. Аудио-запись птичьих голосов.
Ход занятия:
Вводная часть.
- 1. Организационный момент. Учитель — логопед обращает внимание детей на себя.. Дети здороваются. Учитель-логопед: — Придумано кем-то просто и мудро, при встречи здороваться. — Доброе утро! — Доброе утро! — Солнцу и птицам. — Доброе утро! — Улыбчивым лицам. — И каждый становится, добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
- Основная часть. Создание мотивации.
Учитель-логопед: — Ребята, сегодня, когда я пришла в наш сад, мне почтальон передал письмо. Письмо адресовано детям старшей логопедической группы, из сказочного леса от Совы – Говорушки.
Учитель-логопед читает письмо детям: — Здравствуйте, дорогие ребята! Я — Сова-Говорушка, живу я в красивом сказочном лесу и очень люблю рассказывать сказки детям. Но однажды со мной приключилась неприятность. Мой верный друг и помощник – Лесовичок-Звуковед взял мою волшебную книгу сказок, чтобы разместить туда понравившуюся мне сказку и всё перепутал. Перепутал сюжет сказки и звуки в некоторых словах. Не внимательный он стал, старенький. И осталась я без своей любимой сказки. Ребята, я знаю, что вы можете нам помочь. Ведь вы добрые и грамотные. Учитель-логопед: — Дети, давайте поможем доброй сказочнице восстановить сказку.
- Развитие пространственных представлений.
Учитель-логопед: — В путешествие мы отправимся на волшебных геометрических фигурах, которые нам прислала мудрая Сова. Но нам нужно правильно встать рядом с фигурами, и сказать волшебные слова, чтобы получился магический круг, только тогда мы сможем отправиться в сказочный лес. Дети встают по заданию учителя-логопеда на фигуры.
Учитель-логопед произносит волшебные слова: Круг волшебный закружись. Один, два, три, четыре, пять. Глазки закрываем в лесную сказку улетаем. Один, два, три, четыре, пять. Глазки открываем в лесную сказку прилетаем.
- Развитие фонематического слуха.
Учитель-логопед: — Вот в лесу мы очутились. Как красиво в лесу!
Учитель-логопед: — А какое сейчас время года? Дети: — Весна. Учитель-логопед: — Значит лес какой? Дети: — Весенний. Учитель-логопед: — Как замечательно в лесу поют птицы. Внимательно послушайте. А каких перелётных птиц вы помните? Дети называют птиц: соловей, жаворонок, грач, ласточка.
- Развитие просодической стороны речи и мелкой моторики рук. Учитель-логопед: — Ребята, мы очутились в сказочном лесу Совы-Говорушки. Нам с вами нужно помочь Сове и Лесовичку восстановить сказку. А, чтобы восстановить её, нам нужно вспомнить. Из чего состоит наша речь? Дети: — Наша речь состоит из звуков. Гласных и согласных. Учитель-логопед: — Посмотрите на весеннее солнышко, оно нежно ласкает нас своими лучиками. Какие звуки вы видите на лучиках? Дети: — Гласные.
Учитель-логопед: — Давайте, споём песенку солнышку, которая будет состоять из гласных звуков. Дети поют песню: А, О, У, И, Э, Ы. Учитель-логопед: — Какие вы помните согласные звуки? Дети называют согласные звуки по памяти.
Учитель-логопед: — Чтобы правильно произносить согласные звуки нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. — Сейчас ваши ротики превратятся в маленькие солнышки. Давайте откроем ротики. А из солнышка выглянул лучик- это наш язычок. Теперь лучик посмотрел вправо, влево, вверх, вниз. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.
Учитель-логопед: — Ребята, посмотрите на полянке красивые весенние цветы.
Давайте, наши ладошки превратим в цветы
. В яркий солнечный денёк, Голубой расцвёл цветок,
Дует лёгкий ветерок, (дети дуют на ладоши) Закачался наш цветок.
Сильный ветер дует, лепестки волнует (сильно дуют на ладоши).
- Закрепление навыков звукового анализа, дифференциация звуков в словах. Учитель-логопед: — Дети, а вот волшебная полянка Лесовичка-Звуковеда. Посмотрите, какой он грустный! Но ничего мы тебе обязательно поможем. Учитель-логопед: — Лесовичок перепутал звуки в слове лиса. Нужно исправить ошибку и выполнить звуковой анализ этого слова. Нужно определить количество звуков, назвать звуки в слове, определить количество слогов и ударение. Дети самостоятельно выполняют за столами звуковой анализ.
Учитель-логопед: — Ребята, хотел Лесовичок назвать медведя в сказке мишкой, но перепутал звук, и у него получилась миска. А миска ведь это посуда. Какой звук перепутал Лесовичок и поменялось значение слова? Дети: — Он поменял звук [ш] на звук [c].
Учитель-логопед: — Чем звук [ш] отличаются от звука[c]? Дети рассказывают правильную артикуляцию этих звуков. Дают им характеристику.
Игра «Внимательные ушки». Учитель-логопед: — Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слова со звуком [ш] и топнуть ножками, когда услышите слова со звуком [c].
- Развитие связной речи.
Учитель-логопед: — На столе разложены сюжетные картинки по сказке «Заюшкина избушка». Учитель-логопед: — А что это за сказка? Дети: — Заюшкина избушка.
Учитель-логопед: — Давайте восстановим сюжет сказки, и звуки в некоторых словах.
Дети по очереди берут картинки в соответствии с сюжетом сказки и рассказывают сказку.
- Развитие общей моторики.
Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.
(Полуприседания с поворотами вправо – влево) Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать (Прыжки вперёд – назад) Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись. Влево, вправо поклонись, Наклонись и поднимись
(Движение выполнять по содержанию текста).
- 9. Закрепление рассказа сказки «Заюшкина избушка».
Учитель-логопед: — На славу мы потрудились, восстановили сказку. — Сейчас нас в гости ждёт сама Сова-Говорушка.
- Заключительная часть. Учитель-логопед благодарит детей за помощь.
Предлагает детям возвратиться в детский сад на волшебных фигурах. Учитель-логопед произносит волшебные слова: Круг волшебный закружись. Один, два, три, четыре, пять. Глазки закрываем в детский сад улетаем. Один, два, три, четыре, пять. Глазки открываем в детский сад прилетаем.
Учитель-логопед: — Ребята, мы с вами сделали доброе дело, помогли лесным жителям.
Сейчас я хочу, чтобы вы сказали добрые слова друг другу.
- 11. Итог занятия.
- Конспект отрытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сундучок тетушки Рассказушки» (50%)
- «Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль» (50%)
- Конспект занятия: "Звук [Л]" (50%)
- Советы логопеда для родителей по теме : «Домик звуков» вашего ребенка» (50%)
- Консультация для воспитателей по теме: «Классификация речевых нарушений» (50%)
- Советы логопеда для родителей. «Правильная и красивая речь вашего ребенка- залог его успешности» (RANDOM - 50%)