Конспект итогового занятия в старшей группе для детей 6-го года жизни по теме: «В гостях у Совы — Говорушки»

Федяшкина Марина Михайловна, учитель-логопед, МАДОУ ДС №69 г. Нижневартовска.

Цель: формирование речевых навыков и познавательных процессов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обогащать словарный запас детей по лексическим темам: «Весна», «Перелётные птицы», «Дикие животные»; формировать предпосылки учебной деятельности, (умение работать по правилу, слушать взрослого и выполнять его инструкции); закреплять навыки звукового анализа, дифференциацию звуков в словах.

Коррекционно – развивающие: развивать связную речь (фонетико-фонематические и лексико — грамматические компоненты речи); развивать общую и мелкую моторику; развивать просодические компоненты речи (интонацию, темп, ритм); развивать умение детей ориентироваться в пространстве.

Коррекционно– воспитательные: воспитывать в детях доброжелательное отношение к окружающим, желание помочь другому; воспитывать нравственные качества; прививать чувство эмпатии, откликаться на на эмоции собеседника.

Оборудование:

Игрушки «сова», «лесовичок», геометрические фигуры, пеналы для звуко-слогового анализа слов; сюжетные картинки к сказке «Заюшкина избушка». Предметные картинки. Аудио-запись птичьих голосов.

Ход занятия:

Вводная часть.

  1. 1. Организационный момент. Учитель — логопед обращает внимание детей на себя.. Дети здороваются. Учитель-логопед: — Придумано кем-то просто и мудро, при встречи здороваться. — Доброе утро! — Доброе утро! — Солнцу и птицам. — Доброе утро! — Улыбчивым лицам. — И каждый становится, добрым, доверчивым. Пусть доброе утро длится до вечера!
  2. Основная часть. Создание мотивации.

Учитель-логопед: — Ребята, сегодня, когда я пришла в наш сад, мне почтальон передал письмо. Письмо адресовано детям старшей логопедической группы, из сказочного леса от Совы – Говорушки.

Учитель-логопед читает письмо детям: — Здравствуйте, дорогие ребята! Я — Сова-Говорушка, живу я в красивом сказочном лесу и очень люблю рассказывать сказки детям. Но однажды со мной приключилась неприятность. Мой верный друг и помощник – Лесовичок-Звуковед взял мою волшебную книгу сказок, чтобы разместить туда понравившуюся мне сказку и всё перепутал. Перепутал сюжет сказки и звуки в некоторых словах. Не внимательный он стал, старенький. И осталась я без своей любимой сказки. Ребята, я знаю, что вы можете нам помочь. Ведь вы добрые и грамотные. Учитель-логопед: — Дети, давайте поможем доброй сказочнице восстановить сказку.

  1. Развитие пространственных представлений.

Учитель-логопед: — В путешествие мы отправимся на волшебных геометрических фигурах, которые нам прислала мудрая Сова. Но нам нужно правильно встать рядом с фигурами, и сказать волшебные слова, чтобы получился магический круг, только тогда мы сможем отправиться в сказочный лес. Дети встают по заданию учителя-логопеда на фигуры.

Учитель-логопед произносит волшебные слова: Круг волшебный закружись. Один, два, три, четыре, пять. Глазки закрываем в лесную сказку улетаем. Один, два, три, четыре, пять. Глазки открываем в лесную сказку прилетаем.

  1. Развитие фонематического слуха.

Учитель-логопед: — Вот в лесу мы очутились. Как красиво в лесу!

Учитель-логопед: — А какое сейчас время года? Дети: — Весна. Учитель-логопед: — Значит лес какой? Дети: — Весенний. Учитель-логопед: — Как замечательно в лесу поют птицы. Внимательно послушайте. А каких перелётных птиц вы помните? Дети называют птиц: соловей, жаворонок, грач, ласточка.

  1. Развитие просодической стороны речи и мелкой моторики рук. Учитель-логопед: — Ребята, мы очутились в сказочном лесу Совы-Говорушки. Нам с вами нужно помочь Сове и Лесовичку восстановить сказку. А, чтобы восстановить её, нам нужно вспомнить. Из чего состоит наша речь? Дети: — Наша речь состоит из звуков. Гласных и согласных. Учитель-логопед: — Посмотрите на весеннее солнышко, оно нежно ласкает нас своими лучиками. Какие звуки вы видите на лучиках? Дети: — Гласные.

Учитель-логопед: — Давайте, споём песенку солнышку, которая будет состоять из гласных звуков. Дети поют песню: А, О, У, И, Э, Ы. Учитель-логопед: — Какие вы помните согласные звуки? Дети называют согласные звуки по памяти.

Учитель-логопед: — Чтобы правильно произносить согласные звуки нам нужно выполнить артикуляционную гимнастику. — Сейчас ваши ротики превратятся в маленькие солнышки. Давайте откроем ротики. А из солнышка выглянул лучик- это наш язычок. Теперь лучик посмотрел вправо, влево, вверх, вниз. Дети выполняют артикуляционную гимнастику.

Учитель-логопед: — Ребята, посмотрите на полянке красивые весенние цветы.

Давайте, наши ладошки превратим в цветы

. В яркий солнечный денёк, Голубой расцвёл цветок,

Дует лёгкий ветерок, (дети дуют на ладоши) Закачался наш цветок.

Сильный ветер дует, лепестки волнует (сильно дуют на ладоши).

  1. Закрепление навыков звукового анализа, дифференциация звуков в словах. Учитель-логопед: — Дети, а вот волшебная полянка Лесовичка-Звуковеда. Посмотрите, какой он грустный! Но ничего мы тебе обязательно поможем. Учитель-логопед: — Лесовичок перепутал звуки в слове лиса. Нужно исправить ошибку и выполнить звуковой анализ этого слова. Нужно определить количество звуков, назвать звуки в слове, определить количество слогов и ударение. Дети самостоятельно выполняют за столами звуковой анализ.

Учитель-логопед: — Ребята, хотел Лесовичок назвать медведя в сказке мишкой, но перепутал звук, и у него получилась миска. А миска ведь это посуда. Какой звук перепутал Лесовичок и поменялось значение слова? Дети: — Он поменял звук [ш] на звук [c].

Учитель-логопед: — Чем звук [ш] отличаются от звука[c]? Дети рассказывают правильную артикуляцию этих звуков. Дают им характеристику.

Игра «Внимательные ушки». Учитель-логопед: — Нужно хлопнуть в ладоши, когда услышите слова со звуком [ш] и топнуть ножками, когда услышите слова со звуком [c].

  1. Развитие связной речи.

Учитель-логопед: — На столе разложены сюжетные картинки по сказке «Заюшкина избушка». Учитель-логопед: — А что это за сказка? Дети: — Заюшкина избушка.

Учитель-логопед: — Давайте восстановим сюжет сказки, и звуки в некоторых словах.

Дети по очереди берут картинки в соответствии с сюжетом сказки и рассказывают сказку.

  1. Развитие общей моторики.

Девочки и мальчики, Представьте, что вы зайчики.

(Полуприседания с поворотами вправо – влево) Раз, два, три, четыре, пять, Начал заинька скакать (Прыжки вперёд – назад) Лапки вверх и лапки вниз, На носочках подтянись. Влево, вправо поклонись, Наклонись и поднимись

(Движение выполнять по содержанию текста).

  1. 9. Закрепление рассказа сказки «Заюшкина избушка».

Учитель-логопед: — На славу мы потрудились, восстановили сказку. — Сейчас нас в гости ждёт сама Сова-Говорушка.

  1. Заключительная часть. Учитель-логопед благодарит детей за помощь.

Предлагает детям возвратиться в детский сад на волшебных фигурах. Учитель-логопед произносит волшебные слова: Круг волшебный закружись. Один, два, три, четыре, пять. Глазки закрываем в детский сад улетаем. Один, два, три, четыре, пять. Глазки открываем в детский сад прилетаем.

Учитель-логопед: — Ребята, мы с вами сделали доброе дело, помогли лесным жителям.

Сейчас я хочу, чтобы вы сказали добрые слова друг другу.

  1. 11. Итог занятия.