Конспект ОД в старшей группе на тему «Осень»

Буйлова Наталия Андреевна, воспитатель, МБДОУ ДСКВ №102, г. Братск.

 

Цели: закрепить знания об основных признаках осени, обобщающее слово «осень»; учить подбирать слова-действия к названиям растений и птиц; синонимы к глаголам.

Оборудование: сюжетные картины об осени, картина «Золотая осень» И. С. Остроухова.

Речевой   материал: осень, сентябрь, октябрь, ноябрь, месяцы, листопад, дожди, тучи, лужи, ветер, сырость, урожай, увядание, ранняя, золотая, багряная, поздняя, перелетные, увядают, желтеют, падают, сохнут, шуршат, улетают, курлыкают, убирают, срывают, выкапывают и др.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.

Педагог читает стихотворение:

Рыжий дождик валит с небосвода,
Ветер рыжие листья несёт…
Листопад,
Смена времени года,
Листоход на реке, листоход.
У реки подмерзают бока,
И от инея некуда деться.
Лисьей шубой накрылась река,
Но дрожит
И не может согреться.

В. Шульжик

Б е с е д а   п о   в о п р о с а м :

– О каком времени года говорится в стихотворении?

– Назовите осенние месяцы.

– Как можно назвать осень в сентябре? (Ранняя, золотая.)

– Как можно назвать осень в октябре? (Дождливая.)

– Как можно назвать осень в ноябре? (Поздняя.)

– Что стало с листьями на деревьях?

– Куда улетают птицы?

– Что делают на полях?

  1. Подбор слов-действий.

Лист – желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы – улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь – моросит, льёт, идёт, капает.

Ветер – тучи разгоняет, листья срывает, дует, воет, завывает.

Пальчиковая игра:

Дождик осенний из туч моросит,

(броски расслабленными кистями рук)

Дерево, сбросив листочки, стоит

(руки вверх, пальцы направлены вверх (ветви деревьев))

Ветер осенний ветви качает

(плавно покачивают руками)

Листья под деревом ветер гоняет.

(присаживаются и «ворошат листья» под деревом, имитируя их шелест: «ш-ш-ш-ш…»)

  1. Подбор синонимов.

Педагог предлагает подобрать синонимы к глаголам, например: высохли цветы – увяли, пожелтели, засохли.

  1. Беседа по картине «Золотая осень» И. С. Остроухова.

– Какое время года видите?

– Какие листья на деревьях?

– Почему картина называется «Золотая осень»?

– Что означает слово «листопад»?

  1. Итог занятия.