Консультация «Готовность детей к обучению математике в школе»

Истюфеева Светлана Петровна, воспитатель, МБДОУ «ДСКВ №102», г. Братск

При рассмотрении вопроса о подготовке детей к обучению в школе используются разные понятия, а именно: преемственность, готовность к обучению, школьная зрелость, создание предпосылок для обучения в школе, психическая и интеллектуальна подготовка и т.д.

Одним из таких понятий является готовность детей к обучению математике в начальных классах.

Разрабатываются разные методы диагностики, с помощью которых определяется готовность детей к школе. Основным показателем считается уровень подготовки в предшкольный период.

Действующие на сегодняшний день в дошкольном образовании государственные требования обеспечивают возможность формирования у детей навыков сравнения, анализа, синтеза и классификации.

Подготовка детей к усвоению математических представлений и понятий предполагает формирование элементарных представлений о количестве, числе, форме, величине, счёте, в концентричном круге однозначных чисел, формирование умений решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание.

Знакомство детей в детском саду с количеством, счётом и величиной формируют умения наблюдать, понимать существенные признаки предметов и осознавать причинно – следственные связи между ними.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь не только называть количественные числительные, но и правильно связывать названное число предметов, которое ему соответствует. Внимание детей фиксируется на том, что разные группы предметов могут быть равными по количеству.

Для уточнения знаний о количественных числительных задаётся вопрос: «Сколько всего?». Упражнения с этим вопросом дают возможность детям понять, что при подсчёте последнее число даёт ответ на вопрос «сколько?».

Доступным для детей способом нужно объяснить, что полученный результат не зависит от порядка отсчитывания предметов (фигур), что важно не пропустить ни одного из этих предметов и не посчитать один дважды, а для порядковых числительных – порядок счёта имеет огромное значение.

Педагог подчёркивает, что меньшее число получается в процессе вычитания, а большее – сложения.

Ведя речь об определённом числе, можно сравнить его с предыдущим (или следующим) и сделать вывод, что каждое предшествующее число меньше следующего, а каждое следующее больше, чем предыдущее.

В этих случаях рекомендуется предложить детям рассказ в виде задачи.

После анализа нескольких подобных задач дети должны ответить, как изменилось количество предметов, фигур – стало меньше или больше. Ответы обязательно проверяются способом пересчитывания. Умение детей считать в прямом и обратном порядке чисел и их свойствах усваиваются и закрепляются решением простых зада на сложение и вычитание, с опрой на наглядные примеры. В детском саду имеется много наглядных средств – игрушки, палочки, геометрические фигур, сюжетные картинки и др. Очень важно использовать именно эти знакомые детям предметы и картинки для составления задач.

Решая задачи на сложение и вычитание, необходимо, что бы дети научились рассуждать (анализировать, синтезировать) обосновывать свой выбор, объяснять полученный результат с целью развития логического мышления. Очень важно, обучая детей решать задачи, развить у них способность составлять их. Дети 6-7 лет могут сами по картинке составить задачи. Методика следующая: предлагается картинка, на которой изображены какие либо живые существа (или предметы). Детям даётся задание – рассмотреть картинку и составить задачу на сложение или вычитание. Каждое действие ребёнок должен объяснить – почему использовал сложение или вычитание. Задаются вопросы: «Как получил число 3? Сколько всего получено (5,6,7)? Как можно решить эту задачу другим способом? Возможно ли это? Сравни полученные результаты с исходными» и т.п.

Ещё одна цель педагога развить умения детей сравнивать разные группы предметов по количеству с помощью счёта. Дети должны сделать вывод, что большая группа предметов состоит из большего количества, а меньшая – из меньшего. Целесообразно сравнивать различные предметы в процессе игры. При раскладывании геометрических фигур детям предлагают подсчитать и назвать число треугольников и кругов. Следуют вопросы:»Чего больше – треугольников или кругов? А чего меньше? Как поступить, чтобы стало яснее, каких предметов (фигур) больше или меньше?» некоторые дети догадываются, что к каждому треугольнику можно приложить по одному кругу. Таким способом доказывается, чего больше – треугольников или кругов.

Знакомя детей с двумя способами уравнивания двух групп предметов (множеств), убирая предмет из большей группы или добавляя к меньшей, целесообразно ввести понятия «равно», «столько сколько», «столько же», «одинаковое количество».

Уровень познавательной деятельности детей определяется в процессе решения. Мыслительная активность стимулируется решением различных задач на группирование и классификацию. Для этого можно использовать геометрические фигуры различного цвета, величины и формы.

Что бы определить уровень интеллектуальной готовности детей к школе, можно предложить задачи на выявление умений:

  1. определять форму и цвет.
  2. классифицировать предметы.
  3. выполнять арифметические действия.
  4. ориентироваться в пространстве.

Анализируя полученные ответы, педагог получает информацию об интеллектуальной готовности детей к школе. Результаты полученных данных об уровне развития познавательной деятельности, который определяется пониманием количественных отношений и умением ориентироваться в пространстве, имеют важное значение.

Источники:

  1. Ермакова Е.С., Румянцева И.Б., Целищева И.И. Развитие гибкости мышления детей. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.:Речь, 2007.
  2. Бабаева Т.И. У школьного порога // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 6. – С. 13 – 15.