Олейник Валентина Ивановна, учитель — логопед, МДОУ ЦРР д/с №28 «Красная Шапочка» г. Новоалександровска.
Первый звук, который произносит ребёнок, — это его первый крик при рождении. Он ещё не имеет отношение к речи, но это уже тренировка речевого аппарата. Потом в первые дни жизни ребёнка важно прислушиваться к тому , как малыш причмокивает губами, вздыхает, кряхтит, кричит,- то радостно, то требовательно, то жалобно. Подготовка к овладению языком начинается с 2 — 4 месяцев – этот период принято называть этапом гуления. Появляются первые реакции на собственное имя и имя мамы в возрасте 5-7 месяцев. В 7-8 месяцев у ребёнка появляются первые направленные представления предметных действий, важных в становлении интеллекта ребёнка. Первые слова – предложения появляются в 9-12 месяцев . Первые предложения у ребёнка появляются к 2 годам и произношение таких звуков как: а,о,э,п,б,м. К 3 годам у малыша появляются первые возможности понимания чужой речи употребления собственной речи вне ситуации, а также на интеллектуальной стадии группировка по вторичным признакам, появляются первые собственные рисунки и усложнённая игра с активным обучением других.
В речи чётко появляются звуки: и, ы ,у ,ф ,в ,т ,д ,н, г, к, х, й. К 4 годам у ребёнка проявляется уже беглая речь и следующие звуки в речи: с, з, ц, ш ,ж, ч, щ. В этот период важно не упустить нарушения в произношении этих звуков, так как это — фундамент в правильности речевой стадии у ребёнка.
Если вашему ребёнку 4 года, но его речь малопонятна окружающим необходимо уже обратиться для консультации к специалисту. Но если вашему ребёнку уже 5 лет, а в речи у него нет звуков: р, л и их мягких форм, то помощь логопеда вашему малышу уже точно
необходима. К тому же у ребёнка в этот период должна проявиться готовность всех основных операций в плане интеллекта: первые трудовые навыки, сознательное отношение к поручениям, исправление ошибок в речи других и качественное понимание значения всех слов. Если чего-то из этого у вашего ребёнка в этом возрасте нет — бейте тревогу! Вашему ребёнку срочно необходима помощь специалиста, в противном случае возникнут проблемы в его школьной жизни.
Родители часто бывают необъективны в оценке речи своего ребёнка, им даже может нравиться «детская» речь ребёнка, а некоторые родители поощряют «сисюканье», что абсолютно недопустимо. Опытный специалист поможет вам и вашему ребёнку не упустить момент, когда нужно серьёзно заняться исправлением звукопроизношения. Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи. Очень важно научить ребёнка правильно произносить все звуки родного языка. От чёткой и внятной дикции зависит полноценное общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, успешное овладение грамотой, умение выражать свои мысли. Если у вашего ребёнка есть проблемы в речевом развитии — не упустите шанс их исправить , что бы ваш малыш в дальнейшем говорил правильно и красиво.
- Конспект отрытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: «Сундучок тетушки Рассказушки» (50%)
- «Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль» (50%)
- Конспект занятия: "Звук [Л]" (50%)
- Конспект итогового занятия в старшей группе для детей 6-го года жизни по теме: «В гостях у Совы — Говорушки» (50%)
- Консультация для воспитателей по теме: «Классификация речевых нарушений» (50%)
- "Профилактика заикания у детей" (советы родителям) (RANDOM - 50%)