«Там на неведомых дорожках» (викторина по сказкам)

Поносова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №1», г. Пермь.

Цели:познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.

Оборудование: ватман, фломастеры, рисунки сказочных героев, поощрительные призы (конфеты).

Ход  игры:

Ведущий:

Горят причудливо краски,

И, как ни мудра голова,

Вы всё-таки верьте сказке,

Сказка всегда права!

Самые первые произведения, которые начинают читать человеку,- сказки. Вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.

Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.

Разбиваемся на команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности. (Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)

Ведущий:- Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним волшебные предметы и сказки, в которых они встречаются.

Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся все сказки? ( Выслушиваются ответы ребят).

— бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);

— волшебные

— сказки о животных

Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда    не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь — богом или Ярилом, ветры — Стрибогом, гром и молнию — Перуном, бурю — Бореем. Слово «сказка» произошло от слова сказывать.Итак – в путь!

1 КОНКУРС

Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:

  1. Сивка-бурка, вещий каурка!

Стань передо мной, как лист перед травой.(Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. « Сивка-бурка»)

  1. Раз, два, три, горшочек, вари! (девочка, братья Гримм «Горшочек каши»)
  2. Крекс Фекс Пекс! ( Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)

2 КОНКУРС

Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?

  1. Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля)

Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен)

Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца)

  1. Братец Иванушка (в козлёнка)

Василиса Прекрасная (в лягушку)

Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей)

3 КОНКУРС:

Вопросы:
1. К каким героям приплывала золотая рыбка?
2. Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?
3. Сколько глаз было у сестер Хаврошечки?
4. В чем должен искупаться Иван-дурачок, чтобы стать Иваном-царевичем?
5. Чем угостила Золушка своих сестер на балу?
6. Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?
7. В какой сказке сердце у мальчика превратилось в кусочек льда?
8. Кто автор сказки «Петушок – золотой гребешок»?

4 КОНКУРС:

ЗАГАДКИ:
1. Летом серый, зимой белый? (Заяц.)
2. Он в поросятах знает толк,
Он злой и жадный серый … (волк).
3. Идет по улице гора. Быть может, это сон?
– Нет, нет, смеется детвора, – ведь это просто … (слон).
4. Какая птица может разговаривать? (Попугай.)
5. Большая птица спряталась тут.
Назовите, как ее зовут? (Аист.)
6. Ну а здесь кто?
– Важный граф!
Вышиною с телеграф. (Жираф.)
7. Зеленый и зубастый,
Он прибыл с реки Нил.
Подходить к нему опасно,
Он зовется … (крокодил).

5 КОНКУРС:

Ведущий: Какие песни из мультфильмов вы знаете (аукцион):

Дети отвечают.
Звучат записи песен из мультфильмов:
«Бременские музыканты», «Доктор Айболит», «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Три поросенка», «Приключения Элли и ее друзей», «Мойдодыр», «Теремок», «Крошка Енот», «Приключения Мамонтенка», «Белогривые лошадки», «Голубой щенок», «Алиса в стране чудес».

6 КОНКУРС:

Какие волшебные средства — предметы были у данных сказочных героев?

  1. У солдата из сказки Андерсена (огниво)

У Буратино (золотой ключик)

У Незнайки (волшебная палочка)

  1. У Золушки (хрустальная туфелька)

У Снежной королевы (волшебное зеркало)

У Бабы-Яги (метла)

7 КОНКУРС:

Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.

1.Конёк-горбунок – ракета

Золотой петушок – радиолокатор

Чудо-зеркало – телевизор

Перо Жар-птицы – прожектор

Клубок ниток – компас

Сани, которые едут сами – аэросани

8 КОНКУРС:

Назовите друзей литературных персонажей.

  1. У Маугли (Багира, Балу, Каа)

У Малыша (Карлсон)

У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа)

  1. У Герды (Кай)

У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот)

9 КОНКУРС:

Отгадайте загадки.

  1. Я обаятельная жутко,

И обладаю нюхом чутким,

Причёской славлюсь неземною,

Летать умею над землёю. (Баба-Яга)

  1. В стране чудес я кот известный:

Обманщик, попрошайка, плут.

Ловить мышей неинтересно,

Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)

3.Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,

Но никак его не сбросит.

Есть у лошади — сынок

Удивительный конёк

По прозванью…(Горбунок)

10 КОНКУРС:

Эмоции

Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.

  1. Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.

Произнесите следующие фразы:

а) « — Буратино, умоляю тебя — зажмурься, зажми нос и выпей…»

б) « От возмущения она хлопала ресницами: «Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?»

11 КОНКУРС – конкурс капитанов.

Эрудиция (блицтурнир)

Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым ответит на вопрос.

Назовите героев сказок Маршака « Теремок» (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк, медведь).

Кто пел песню мышонку в сказке « О глупом мышонке»? (мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка)

Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»? (свинья, петух с курицей, козёл с козой)

12 КОНКУРС:

Творческое задание

Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: 1 команде — Бабы Яги,

2 команде – Кощея Бессмертного,3 команде – Лешего.

Подведение итогов викторины.

Награждение команд.