Поносова Надежда Геннадьевна, учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №1», г. Пермь.
Цели:познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художественный вкус; воспитывать чувства ответственности за свои поступки, готовности прийти на помощь ближнему; формировать дружеские отношения внутри коллектива.
Оборудование: ватман, фломастеры, рисунки сказочных героев, поощрительные призы (конфеты).
Ход игры:
Ведущий:
Горят причудливо краски,
И, как ни мудра голова,
Вы всё-таки верьте сказке,
Сказка всегда права!
Самые первые произведения, которые начинают читать человеку,- сказки. Вы постоянно знакомитесь с произведениями устного народного творчества, с литературными сказками. Ведь именно благодаря сказке, вы становитесь чувствительней к красоте, учитесь осуждать зло, восхищаться добротой.
Цель нашей сегодняшней литературной викторины: как можно больше вспомнить сказок, их авторов и героев.
Разбиваемся на команды. Вопросы командам задаются в порядке очерёдности. (Дети делятся на команды, выбираются командиры, обсуждаются сказочные названия команд)
Ведущий:- Чтобы продолжить путь по неведомым дорожкам сказки, вспомним волшебные предметы и сказки, в которых они встречаются.
Ребята, а вы знаете, на какие группы делятся все сказки? ( Выслушиваются ответы ребят).
— бытовые сказки (героем обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Положительный герой бытовой сказки всегда выходит победителем в борьбе с врагами);
— волшебные
— сказки о животных
Сказка – жанр очень древнего происхождения. Считают, что корни происхождения сказок восходят в ту очень отдалённую эпоху, когда не познанная человеком природа казалась ему живым, таинственным существом. Первобытный человек одухотворял все явления природы, видя в них своих могущественных покровителей или врагов. Из всех явлений природы создавали себе врагов. Солнце они называли Даждь — богом или Ярилом, ветры — Стрибогом, гром и молнию — Перуном, бурю — Бореем. Слово «сказка» произошло от слова сказывать.Итак – в путь!
1 КОНКУРС
Вспомните, кто говорил в какой сказке следующие слова:
- Сивка-бурка, вещий каурка!
Стань передо мной, как лист перед травой.(Иванушка-дурачок, рус. нар. ск. « Сивка-бурка»)
- Раз, два, три, горшочек, вари! (девочка, братья Гримм «Горшочек каши»)
- Крекс Фекс Пекс! ( Буратино, А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»)
2 КОНКУРС
Удивительные превращения: в кого превращались или были заколдованы сказочные герои?
- Князь Гвидон (в комара, в муху, в шмеля)
Гадкий утёнок (в лебедя, Андерсен)
Чудище из сказки Аксакова «Аленький цветочек» (в принца)
- Братец Иванушка (в козлёнка)
Василиса Прекрасная (в лягушку)
Одиннадцать братьев – принцев из сказки Андерсена «Дикие лебеди» (в лебедей)
3 КОНКУРС:
Вопросы:
1. К каким героям приплывала золотая рыбка?
2. Как звали черепаху в сказке «Золотой ключик»?
3. Сколько глаз было у сестер Хаврошечки?
4. В чем должен искупаться Иван-дурачок, чтобы стать Иваном-царевичем?
5. Чем угостила Золушка своих сестер на балу?
6. Как звали поросят из сказки «Три поросенка»?
7. В какой сказке сердце у мальчика превратилось в кусочек льда?
8. Кто автор сказки «Петушок – золотой гребешок»?
4 КОНКУРС:
ЗАГАДКИ:
1. Летом серый, зимой белый? (Заяц.)
2. Он в поросятах знает толк,
Он злой и жадный серый … (волк).
3. Идет по улице гора. Быть может, это сон?
– Нет, нет, смеется детвора, – ведь это просто … (слон).
4. Какая птица может разговаривать? (Попугай.)
5. Большая птица спряталась тут.
Назовите, как ее зовут? (Аист.)
6. Ну а здесь кто?
– Важный граф!
Вышиною с телеграф. (Жираф.)
7. Зеленый и зубастый,
Он прибыл с реки Нил.
Подходить к нему опасно,
Он зовется … (крокодил).
5 КОНКУРС:
Ведущий: Какие песни из мультфильмов вы знаете (аукцион):
Дети отвечают.
Звучат записи песен из мультфильмов:
«Бременские музыканты», «Доктор Айболит», «Ну, погоди!», «Чебурашка», «Три поросенка», «Приключения Элли и ее друзей», «Мойдодыр», «Теремок», «Крошка Енот», «Приключения Мамонтенка», «Белогривые лошадки», «Голубой щенок», «Алиса в стране чудес».
6 КОНКУРС:
Какие волшебные средства — предметы были у данных сказочных героев?
- У солдата из сказки Андерсена (огниво)
У Буратино (золотой ключик)
У Незнайки (волшебная палочка)
- У Золушки (хрустальная туфелька)
У Снежной королевы (волшебное зеркало)
У Бабы-Яги (метла)
7 КОНКУРС:
Чудо стало былью. Ребята, в сказках говорится о новейших достижениях науки и техники. Сопоставим их.
1.Конёк-горбунок – ракета
Золотой петушок – радиолокатор
Чудо-зеркало – телевизор
Перо Жар-птицы – прожектор
Клубок ниток – компас
Сани, которые едут сами – аэросани
8 КОНКУРС:
Назовите друзей литературных персонажей.
- У Маугли (Багира, Балу, Каа)
У Малыша (Карлсон)
У Винни-Пуха ( Пятачок, Кролик, Иа-Иа)
- У Герды (Кай)
У Бременских музыкантов (осёл, собака, петух, кот)
9 КОНКУРС:
Отгадайте загадки.
- Я обаятельная жутко,
И обладаю нюхом чутким,
Причёской славлюсь неземною,
Летать умею над землёю. (Баба-Яга)
- В стране чудес я кот известный:
Обманщик, попрошайка, плут.
Ловить мышей неинтересно,
Не лучше ль простаков надуть? (Кот Базилио)
3.Скачет лошадь не простая,
Чудо грива золотая, По горам парнишку носит,
Но никак его не сбросит.
Есть у лошади — сынок
Удивительный конёк
По прозванью…(Горбунок)
10 КОНКУРС:
Эмоции
Человеческие чувства можно уловить и в интонациях сказочных героев.
- Попробуйте голосом выразить радость, грусть, удивление и другие эмоции сказочных героев.
Произнесите следующие фразы:
а) « — Буратино, умоляю тебя — зажмурься, зажми нос и выпей…»
б) « От возмущения она хлопала ресницами: «Кто вас воспитывает, скажите, пожалуйста?»
11 КОНКУРС – конкурс капитанов.
Эрудиция (блицтурнир)
Вопрос – быстрый ответ. Очко тому, кто первым ответит на вопрос.
Назовите героев сказок Маршака « Теремок» (мышь, лягушонок, ежик, лиса, волк, медведь).
Кто пел песню мышонку в сказке « О глупом мышонке»? (мышь, утка, лягушка, лошадь, свинья, курица, щука, кошка)
Кто пришёл в гости к кошке в сказке «Кошкин дом»? (свинья, петух с курицей, козёл с козой)
12 КОНКУРС:
Творческое задание
Представьте и нарисуйте, как выглядят следы: 1 команде — Бабы Яги,
2 команде – Кощея Бессмертного,3 команде – Лешего.
Подведение итогов викторины.
Награждение команд.
- Сценарий осеннего праздника для детей младшего возраста «ДОБРЫЕ ДЕЛА МУХОМОРКИ» (50%)
- Интеллектуальный марафон «Умники и умницы», посвященный году Российского Кино (50%)
- Сценарий развлечения в младшей группе «Сказка о семье» (50%)
- «Путешествие в Лукоморье» (50%)
- Сценарий праздничного мероприятия «Букет для наших мам» (50%)
- «Путешествие в осенний лес» (RANDOM - 50%)