Формирование у дошкольников представлений о величине

 

Авдеева Татьяна Александровна, воспитатель, город Вольск

Познание величины осуществляется, с одной стороны на сенсорной основе, а с другой-опосредуется мышлением и речью. Формирование у дошкольников представлений о величине создает чувственную основу для овладения в последующем величиной как математическим понятием. В связи с проблемой освоения детьми дошкольного возраста размеров в литературе чаще всего используется термин «величина». Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалась ряду обобщений и конкретизаций. Величина- это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т. д. Величина предмета- это его относительная характеристика, подчеркивающая протяженность отдельных частей и определяющая его место среди однородных. Величина является свойством предмета, воспринимаемым различными анализаторами: зрительным, тактильным, двигательным. При этом чаще всего величина предмета воспринимается одновременно несколькими анализаторами: зрительно- двигательным, тактильно- двигательным и т. д. Восприятие величины зависит от расстояния, с которого предмет воспринимается, а также от величины предмета, с которым он сравнивается. Чем дальше предмет от того, кто его воспринимает, тем он кажется меньшим, и наоборот, чем ближе- тем кажется большим. Определение величины возможно только на основе сравнения, так как сравнимость-основное свойство величины. Благодаря сравнению можно прийти к пониманию отношений и к новым понятиям: больше, меньше, равно, которые определяют различные качества, в том числе длину, ширину, высоту, объем и многое другое. Не всегда предметы подвергаются непосредственному сравнению. Мы часто производим мысленное сопоставление данного предмета со сложившимися у нас общими представлениями размеров известных предметов. При этом размер воспринимаемого предмета сравнивается с обобщенным образом, в котором как бы заключен опыт практического различия предметов. Придание форм (внутренней и внешней структуры, в процессе формирования представлений о величине предмета детей младшего дошкольного возраста, в отличие от развития, происходящих в большей степени под влиянием внутренних импульсов, формирование выражает роль внешних воздействий на величину предмета.

Упражнение с кругами.

Цель: дать детям представление об отношениях трех предметов по величине, научить детей обозначать эти отношения словами( «больше», «меньше», «самый большой»). Основное внимание уделить введению третьего предмета (самый большой.самый маленький). Приемы руководства: из набора кругов, предложенных воспитателем, ребенок должен определить величину одного из кругов, учитывая его соотношение с другими. Затем ребенок называет величины всех кругов. Дети оценивают выполнение задания и сами находят самый большой или самый маленький из трех кругов. В случае затруднения воспитатель советует использовать прием сравнения с образцом. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Игра «Что там? »

Цель: закрепить умение устанавливать соотношение трех предметов по величине, учить детей использовать это умение при выполнении предметного действия (составление матрешки). Приемы руководства: показ матрешки, затем разбираем матрешку, обращаем внимание детей на верхнюю и нижнюю части, составляющие игрушку, на их соотношения, на порядок следования матрешек друг за другом от самой большой к самой маленькой. Вкладывая одну матрешку в другую, они определяют, какая из них меньше, а какая – больше. Задание считается выполненным, если ребенок умеет правильно подобрать и соотнести части матрешек по величине, назвать их. С проявлением интереса дети с заданием справились.

Игра «Башня из кубов».

Цель: учить детей сравнивать несколько объектов по величине (меньше, еще меньше) и располагать их по убывающей величине. Приемы руководства: дети рассматривают кубы, накладывают меньший куб на больший. В случае затруднения, воспитатель сам строит башню.

Понятие о величине (размере) предметов

Понятие величина в математике рассматривается как основное. Возникло оно в глубокой древности и на протяжении истории развития общества подвергалось ряду обобщений и конкретизации. Величина — это и протяженность, и объем, и скорость, и масса, и число и т. д. В данном же случае мы сужаем понятие «величина» и будем характеризовать им только размер предметов.

Различают два понятия: «прерывная величина» и «непрерывная величина».

Прерывная величина — множество, т. е. величина, в которой составляющие ее элементы строго фиксированы, могут быть отделены друг от друга. Такая величина определяется в основном посредством счета (с помощью чисел или без них).

Непрерывная величина определяется на основе измерения. В этой величине составляющие ее элементы трудно или невозможно отделить друг от друга и пересчитать (сыпучие, жидкие вещества, протяженность, объем).

Понятие величины широко применяется не только в математике, но и в физике, биологии, астрономии и других науках. В методике формирования элементарных математических представлений это понятие используется не всегда корректно: считаются синонимами термины «величина» и

«количество», смешивают понятия «величина» и «значение величины» и др. Объясняется это тем, что понятие величины не является чисто математическим. Применение его во многих отраслях науки привело к разночтению, употреблению его в различных смыслах. В методике обучения математике долгое время понятие величины вообще связывали только с понятием «именованное число». Однако и до настоящего времени педагогическая практика сосредоточивает основное внимание на наиболее характерных признаках величины. Это нередко приводит к смешению понятия величины с понятием меры (числа, выражающего величину после выбора некой единицы измерения).

В математике на вопрос: «Что такое величина?» — ответа в виде определения нет. Однако с помощью исходных свойств, характеризующих величины, строится вся теория и практика формирования представлений и понятий о величине.