Шубарин Иван Степанович, педагог дополнительного образования МБУДО ЦЭК с/п «Село Верхняя Эконь» Комсомольского р-на Хабаровского края
Понятие мастер-класса следующим образом толкуется в словарях и педагогической литературе:
— это цикл занятий по совершенствованию творческого мастерства, проводимый специалистом в какой-либо области искусства (С.А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. СПб, 2008).
— от англ. master — искусный специалист, мастер и class — курс обучения, класс. Краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства в балете, драматическом, оперном искусстве и др., проводимый выдающимися мастерами. (Энциклопедический словарь. М., 2009)
— публичная демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009).
— краткосрочные курсы высшего мастерства в какой-либо области искусства, спорта и т.п., проводимые выдающимися мастерами в своей области (Ефремова Т. Ф. Толковый словарь. М., 2000).
— вид учебного занятия, в котором демонстрируются (иногда в ходе реального урока) практические приемы и технологии проведения занятий (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий М., 2009).
Все эти определения объединяет практическая составляющая.
Мастер-класс – это занятие, на котором педагог учит аудиторию работать практически, исходя из собственных знаний и умений.
По формам мастер – класс может быть проведен:
— с педагогами и для них без участия детей;
— с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов;
— для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки;
— для родителей и детей.
Мастер – класс для педагогов — одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения новейших технологических разработок.
Наиболее востребована в моей педагогической практике работа с берестой. Мастер-классы, проводимые в центре этнографической культуры с.В.Эконь имеют следующие темы: «Заготовка и хранение бересты», «Обработка бересты», «Плетение подставки из бересты под горячее», «Прямое плетение: лапти», «Пасхальная корзинка из бересты», «Плетение берестяного ободка на голову», «Кубик-погремушка из бересты». Главное в мастер-классе — ознакомление участников с тем, что можно сделать из бересты, показать им это практически.
Береста – кора березы. Люди давно заметили высокую прочность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Из бересты плели влагоустойчивую обувь. Делали туеса, в которых хранились молочные продукты, крупы, муку. Также изготавливали посуду для сохранения в пище тепла (термоса) или холода. Бытовые предметы из бересты нередко украшались прорезным ажурным орнаментом. Известно, что кора берёзы обладает многими лечебными свойствами — от бактерицидных до тонизирующих. Благодаря берестяной посуде организм наших предков накапливал целительные свойства материала.
Береста – удивительный по своим свойствам материал. Её сравнительно легко обрабатывать. Художественная обработка бересты (плетение, роспись, чеканка, тиснение, гравировка, процарапывание, инкрустация и окраска) является одним из видов народного декоративного искусства, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки этого природного материала.
С берез, растущих на сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями и наростами. На открытых солнечных местах береста малорастяжимая, непрочная. Лучше взять бересту с умеренно влажных и тенистых мест. Для проведения мастер-класса необходимо заранее подготовить бересту, особенно если она собрана заранее. Обычно бересту снимают со стволов березы пластами. Хранят бересту в темном, сухом и проветриваемом помещении. В сырости у бересты появляются пятна плесени.
При изготовлении будущего изделия из бересты, ее необходимо очистить от наростов и вымочить в течение суток. Мастер-класс, связанный с плетением, предполагает, что из пластовой бересты заранее нарезаются ленточки (лычки), которые также очищаются от наростов и замачиваются в воде.
Для работы с берестой необходимо приготовить следующие инструменты: ножницы, нож, канцелярские зажимы, ленторез, шаблоны для нарезки берестяных лент. При работе с пластовой берестой дополнительно используют шило для прокалывания отверстий при сшивании будущего изделия — например, туеса.
Цели мастер-класса:
— обеспечить усвоение всеми желающими навыков работы с берестой
— развитие здорового нравственного начала, любви и уважения к труду
— приобщение к народным традициям, общее художественное развитие
Задачи:
— воспитание бережного хозяйственного отношения к природе в целом и к бересте в частности
— воспитание эстетического вкуса участников мастер-класса
— развитие творческой инициативы и художественных способностей
— формирование более глубоких знаний по работе с берестой
С взрослыми участниками мастер-классов работать более интересно, но и сложно, т.к. они стремятся проникнуть в суть ремесла, изучить все его тонкости и особенности. Дети стараются следовать образцу, им больше нужно оказывать помощь, а не только объяснять что делать. Они не сразу осваивают процесс работы с берестой – приходится показывать и повторять по нескольку раз.
Последовательность проведения мастер-класса всегда одинакова:
- Объявление темы и анонс плана действий, т.е. знакомство с «картой мастер-класса».
- Теоретический блок по теме мастер-класса. Ознакомление с материалом, который предстоит использовать.
- Знакомство с инструментами и техникой безопасности.
- Практическая работа с демонстрацией приемов и ответами на вопросы.
- Подведение итогов, обмен мнениями, оценка результатов и степени освоенности материала.
При выполнении практической работы руководитель мастер-класса поясняет основные приемы, направляет работу, но не мешает творчеству, поощряет индивидуальный подход к деятельности.
Для плетения не требуется большой силы, а качество работы больше зависит от правильного усвоения приемов работы. Плетение из бересты бывает косым и прямым. Прямое плетение считается проще, чем косое (диагональное).
Очень хорошо, если проведение мастер-класса сопровождается наглядностью, презентацией или видеофильмом.
Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».
Непрерывный контакт и индивидуальный подход к каждому слушателю – это то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.
Литература
- Кочев М.С. Секреты бересты. М., 2005.
- Пятков А.И. Руководство по плетению изделий из берёсты. М., 2006.
- Шемякина А.В. Березы на Дальнем Востоке России. Хабаровск, 2016.
- Конспект занятия по теме «Использование программ-аниматоров. Работа с Ulead Gif Animator» по программе «Юный мультипликатор» первый год обучения (50%)
- Экологический проект по теме «Зеленый островок (50%)
- Современные формы организации занятий по робототехнике в дистанционном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (50%)
- Сценарий открытого мероприятия по правилам дорожного движения «К движению – с уважением!» (50%)
- Педагогический опыт «Создание обучающимися электронного учебно-технологического комплекса» (50%)
- Мастер – класс "Открытка ко Дню народного единства" (RANDOM - 50%)