Статья по теме: «Плетение из бересты: опыт проведения мастер-классов»

Шубарин Иван Степанович, педагог дополнительного образования МБУДО ЦЭК с/п «Село Верхняя Эконь» Комсомольского р-на Хабаровского края

 

Понятие мастер-класса следующим образом толкуется в словарях и педагогической литературе:

— это цикл занятий по совершенствованию творческого мастерства, проводимый специалистом в какой-либо области искусства (С.А. Кузнецов. Большой толковый словарь русского языка. СПб, 2008).

— от англ. master — искусный специалист, мастер и class — курс обучения, класс. Краткосрочный курс усовершенствования, урок высшего мастерства в балете, драматическом, оперном искусстве и др., проводимый выдающимися мастерами. (Энциклопедический словарь. М., 2009)

— публичная демонстрация умений и навыков какого-либо специалиста в каком-либо деле (Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009).

— краткосрочные курсы высшего мастерства в какой-либо области искусства, спорта и т.п., проводимые выдающимися мастерами в своей области (Ефремова Т. Ф. Толковый словарь. М., 2000).

— вид учебного занятия, в котором демонстрируются (иногда в ходе реального урока) практические приемы и технологии проведения занятий (Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. Новый словарь методических терминов и понятий М., 2009).

Все эти определения объединяет практическая составляющая.

Мастер-класс – это занятие, на котором педагог учит аудиторию работать практически, исходя из собственных знаний и умений.

По формам мастер – класс может быть проведен:

— с педагогами и для них без участия детей;

— с группой учащихся или с отдельными детьми для педагогов;

— для детей определенной возрастной группы разного уровня подготовки;

— для родителей и детей.

Мастер – класс для педагогов  — одна из важнейших форм повышения их квалификации. В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения  новейших технологических разработок.

Наиболее востребована в моей педагогической практике работа с берестой. Мастер-классы, проводимые в центре этнографической культуры с.В.Эконь имеют следующие темы: «Заготовка и хранение бересты», «Обработка бересты», «Плетение подставки из бересты под горячее», «Прямое плетение: лапти», «Пасхальная корзинка из бересты», «Плетение берестяного ободка на голову», «Кубик-погремушка из бересты». Главное в мастер-классе — ознакомление участников с тем, что можно сделать из бересты, показать им это практически.

Береста – кора березы. Люди давно заметили высокую прочность бересты, ее способность не поддаваться гниению. Из бересты плели влагоустойчивую обувь. Делали туеса, в которых хранились молочные продукты, крупы, муку. Также изготавливали посуду для сохранения в пище тепла (термоса) или холода. Бытовые предметы из бересты нередко украшались прорезным ажурным орнаментом. Известно, что кора берёзы обладает многими лечебными свойствами — от бактерицидных до тонизирующих. Благодаря берестяной посуде организм наших предков накапливал целительные свойства материала.

Береста – удивительный по своим свойствам материал. Её сравнительно легко обрабатывать. Художественная обработка бересты (плетение, роспись, чеканка, тиснение, гравировка, процарапывание, инкрустация и окраска) является одним из видов народного декоративного искусства, сохранившим до наших дней традиционные приемы и методы обработки этого природного материала.

С берез, растущих на сырых, болотистых местах, береста получается непрочная, с шероховатостями и наростами. На открытых солнечных местах береста малорастяжимая, непрочная. Лучше взять бересту с умеренно влажных  и тенистых мест. Для проведения мастер-класса необходимо заранее подготовить бересту, особенно если она собрана заранее. Обычно бересту снимают со стволов березы пластами. Хранят бересту в темном, сухом и проветриваемом помещении. В сырости у бересты появляются пятна плесени.

При изготовлении будущего изделия из бересты, ее необходимо очистить от наростов и вымочить в течение суток. Мастер-класс, связанный с плетением, предполагает, что из пластовой бересты заранее нарезаются ленточки (лычки), которые также очищаются от наростов и замачиваются в воде.

Для работы с берестой необходимо приготовить следующие инструменты: ножницы, нож, канцелярские зажимы, ленторез, шаблоны для нарезки берестяных лент. При работе с пластовой берестой дополнительно используют шило для прокалывания отверстий при сшивании будущего изделия — например, туеса.

Цели мастер-класса:

— обеспечить усвоение всеми желающими навыков работы с берестой

— развитие здорового нравственного начала, любви и уважения к труду

— приобщение к народным традициям, общее художественное развитие

Задачи:

— воспитание бережного хозяйственного отношения к природе в целом и к бересте в частности

— воспитание эстетического вкуса участников мастер-класса

— развитие творческой инициативы и художественных способностей

— формирование более глубоких знаний по работе с берестой

С взрослыми участниками мастер-классов работать более интересно, но и сложно, т.к. они стремятся проникнуть в суть ремесла, изучить все его тонкости и особенности. Дети стараются следовать образцу, им больше нужно оказывать помощь, а не только объяснять что делать. Они не сразу осваивают процесс работы с берестой – приходится показывать и повторять по нескольку раз.

Последовательность проведения мастер-класса всегда одинакова:

  1. Объявление темы и анонс плана действий, т.е. знакомство с «картой мастер-класса».
  2. Теоретический блок по теме мастер-класса. Ознакомление с материалом, который предстоит использовать.
  3. Знакомство с инструментами и техникой безопасности.
  4. Практическая работа с демонстрацией приемов и ответами на вопросы.
  5. Подведение итогов, обмен мнениями, оценка результатов и степени освоенности материала.

При выполнении практической работы руководитель мастер-класса поясняет основные приемы, направляет работу, но не мешает творчеству, поощряет индивидуальный подход к деятельности.

Для плетения не требуется большой силы, а качество работы больше зависит от правильного усвоения приемов работы. Плетение из бересты бывает косым и прямым. Прямое плетение считается проще, чем косое (диагональное).

Очень хорошо, если проведение мастер-класса сопровождается наглядностью, презентацией или видеофильмом.

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии проведения мастер-класса главное – не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология.  Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Непрерывный контакт и индивидуальный подход к каждому слушателю – это то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

Литература

 

  1. Кочев М.С. Секреты бересты. М., 2005.
  2. Пятков А.И. Руководство по плетению изделий из берёсты. М., 2006.
  3. Шемякина А.В. Березы на Дальнем Востоке России. Хабаровск, 2016.