Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Прусакова Татьяна Александровна, воспитатель, г. Тамбов

В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.

Под предметно-развивающей средой понимается естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.

Успешное выполнение образовательной программы требует создания современной пространственной, предметно-развивающей среды, с учетом требований ФГОС, принципов,  а так же должна отражать  индивидуальность педагога и детей группы.

Среда должна:

— обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;

— побуждать  детей к деятельности;

— способствовать развитию самостоятельности и творчества;

— обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;

— обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка;

— должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.

В группе создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность детей всей группы.

Обогащение предметно-развивающей среды предполагает единство социальных, природных связей обеспечения разнообразной деятельности ребенка.

Вид  помещения Основное  предназначение Оснащение
Участок

 

Ø    Прогулки, наблюдения.

Ø    Игровая  деятельность.

Ø    Самостоятельная двигательная деятельность.

Ø    Трудовая  деятельность.

Ø    Прогулочная  площадка  для  детей.

Ø    Стол и скамейки.

Ø    Песочница.

Ø    Игровые модули.

Предметно-развивающая среда в группе
 Центр развивающих  игр Ø    Расширение  познавательного  сенсорного  опыта  детей. Ø    Дидактический материал по сенсорному воспитанию.

Ø    Дидактические  игры.

Ø    Настольно-печатные  игры.

Ø    Познавательный материал.

Центр «Строительная  мастерская» Ø    Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца Ø    Напольный  строительный  материал.

Ø    Пластмассовые конструкторы.

Ø    Транспортные  игрушки.

Центр  безопасности Ø    Расширение  познавательного  опыта,  его  использование  в повседневной  деятельности Ø    Макет  перекрестка,  района города.

Ø    Дорожные  знаки.

Ø    Литература  о  правилах  дорожного  движения.

Центр книг Ø    Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. Ø    Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей.

Ø  Наличие художественной литературы.

Театральный центр Ø    Развитие  творческих  способностей  ребенка,  стремление  проявить  себя  в  играх-драматизациях Ø    Предметы декорации.

Ø    Куклы.

Ø    Пальчиковый театр.

Цент  «Творческая  мастерская» Ø    Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца Ø    Бумага разного формата, разной формы, разного тона.

Ø    Достаточное количество цветных карандашей.

Ø    Наличие цветной бумаги и картона.

Ø    Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток  для аппликации.

Ø    Альбомы- раскраски.