Прусакова Татьяна Александровна, воспитатель, г. Тамбов
В детском саду ребёнок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Возможности организации и обогащения такого опыта расширяются при условии создания в группе предметно-развивающей среды; при этом определяющим моментом является цель, которой руководствуется педагогический коллектив группы.
Под предметно-развивающей средой понимается естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами.
Успешное выполнение образовательной программы требует создания современной пространственной, предметно-развивающей среды, с учетом требований ФГОС, принципов, а так же должна отражать индивидуальность педагога и детей группы.
Среда должна:
— обеспечивать полноценное и своевременное развитие ребенка;
— побуждать детей к деятельности;
— способствовать развитию самостоятельности и творчества;
— обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых;
— обеспечивать развитие субъектной позиции ребенка;
— должна быть богатой, разнообразной и постоянно меняющейся.
В группе создана предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС, санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность детей всей группы.
Обогащение предметно-развивающей среды предполагает единство социальных, природных связей обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Вид помещения | Основное предназначение | Оснащение |
Участок
|
Ø Прогулки, наблюдения.
Ø Игровая деятельность. Ø Самостоятельная двигательная деятельность. Ø Трудовая деятельность. |
Ø Прогулочная площадка для детей.
Ø Стол и скамейки. Ø Песочница. Ø Игровые модули. |
Предметно-развивающая среда в группе | ||
Центр развивающих игр | Ø Расширение познавательного сенсорного опыта детей. | Ø Дидактический материал по сенсорному воспитанию.
Ø Дидактические игры. Ø Настольно-печатные игры. Ø Познавательный материал. |
Центр «Строительная мастерская» | Ø Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Ø Напольный строительный материал.
Ø Пластмассовые конструкторы. Ø Транспортные игрушки. |
Центр безопасности | Ø Расширение познавательного опыта, его использование в повседневной деятельности | Ø Макет перекрестка, района города.
Ø Дорожные знаки. Ø Литература о правилах дорожного движения. |
Центр книг | Ø Формирование умения самостоятельно работать с книгой, «добывать» нужную информацию. | Ø Детская художественная литература в соответствии с возрастом детей.
Ø Наличие художественной литературы. |
Театральный центр | Ø Развитие творческих способностей ребенка, стремление проявить себя в играх-драматизациях | Ø Предметы декорации.
Ø Куклы. Ø Пальчиковый театр. |
Цент «Творческая мастерская» | Ø Проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности. Развитие ручной умелости, творчества. Выработка позиции творца | Ø Бумага разного формата, разной формы, разного тона.
Ø Достаточное количество цветных карандашей. Ø Наличие цветной бумаги и картона. Ø Достаточное количество ножниц с закругленными концами, клея, клеенок, тряпочек, салфеток для аппликации. Ø Альбомы- раскраски. |
- Системно – деятельностный подход в связи с переходом на ФГОС (50%)
- Работа педагога-психолога ДОУ в эпоху новых стандартов (50%)
- Целевые ориентиры как предпосылки формирования Универсальных Учебных Действий (50%)
- Статья «Целевые ориентиры как результат освоения образовательной программы» (младший дошкольный возраст) (50%)
- «Инновационные подходы к созданию развивающей предметно-пространственной среды ДОО в соответствие с требованиями ФГОС» (50%)
- «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества» (RANDOM - 50%)