Педагогическое сопровождение и поддержка ребенка с нарушением слуха  в современном образовании

 

Щеглова Т.М., учитель-дефектолог

КОУ  ВО «Бобровская школа-интернат для обучающихся с ОВЗ».

Педагогическая поддержка – это основной элемент образования.

Она представляет собой систему средств, которые обеспечивают помощь детям в самостоятельном индивидуальном выборе – нравственном, гражданском самоопределении, а также помощь в преодолении препятствий, самореализации в учебной, коммуникативной и творческой деятельности.

Деятельность по организации педагогической поддержки должна включать три этапа:

  1. Диагностический этап. Направлен на выявление потенциала ребенка, как основы разрешения его социально-педагогических проблем. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности педагога по оказанию поддержки.
  2. Реализационный этап – происходит включение ребенка в различные виды деятельности (на уроках, во внеурочное время), организуется совместная работа по преодолению проблем.
  3. Итоговый этап – осуществляется анализ и оценка практической деятельности.

Анализ возрастной характеристики детей с нарушением слуха на момент постановки диагноза в региональных сурдокабинетах показал, что у подавляющего числа детей всех регионов России диагноз был поставлен в возрасте от 3 до 7 лет, в связи, с чем проведение медицинской и психолого-педагогической реабилитации часто начинается с большим опозданием.

Дети с нарушениями слуха чаще всего приходят в школу со словарным запасом, состоящим из нескольких десятков слов, а нередко из 5-10 слов.

Вместе с тем, примерно у 20-25 % детей, коррекционно-педагогическая работа с которыми была начата на первом  году жизни, путь овладения речью максимально сближается с тем, как протекает этот процесс у слышащих детей и к 3-5 годам уровень их речевого развития максимально сближается с нормой.

Раннее выявление и коррекция в развитии являются основополагающим принципом российской дефектологии.

С момента выявления снижения слуха у ребенка начинается проведение медико-педагогических коррекционных мероприятий. Дети получают помощь в сурдологических кабинетах, специальных коррекционных образовательных дошкольных учреждениях, а также в специальных школах для детей с нарушенным слухом.

Для координации действия участников образовательного процесса в нашей специальной коррекционной школе-интернате была создана психолого-медико-педагогическая комиссия.

ПМПК является одной из форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Общее руководство ПМПК возлагается на руководителя образовательного учреждения. В состав ПМПК входят: заместители директора по учебной и воспитательной работе, педагог-психолог, учитель-дефектолог, медицинская сестра, а также учителя и воспитатели, представляющие детей на ПМПК.

Целями и задачами ПМПК являются:

  1. Изучение личности ребенка, выявление уровня и особенностей познавательной деятельности, памяти, внимания, работоспособности, эмоционально-личностной зрелости, уровня развития речи и слухового восприятия.
  2. Выявление резервных возможностей развития учащихся для обеспечения дифференцированного подхода в образовательном процессе.
  3. Выявление круга интересов учащихся.
  4. Выявление оптимальной для развития ученика учебной программы.
  5. Профилактика физических, интеллектуальных, психологических перегрузок, эмоциональных срывов, организация лечебно-оздоровительных мероприятий.

Заседание школьной ПМПК проводится по плану. Возможны внеплановые заседания, если педагог не может самостоятельно решить возникшую проблему.

Школьная жизнь протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности социальной среде. Попадая в школьный мир, ребенок оказывается перед множеством выборов: как учиться, общаться со сверстниками. Помощь ему должны оказывать взрослые.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся продолжается в течение всего периода обучения ребенка в школе-интернате, меняются только цели и задачи на каждом возрастном этапе.

В 1 классе – диагностика готовности учащихся к школьному обучению, коррекционно-развивающая деятельность, направленная на преодоление отставания в развитии ребенка. Диагностика включает совместную работу всех специалистов.

  1. Учитель в ходе бесед с родителями, изучения личных дел учащихся, в ходе наблюдения определяет, чему научился ребенок до школы и какие у него потенциальные возможности по овладению знаниями.
  2. Сурдопедагог обследует слух речью, определяет рабочее расстояние (на котором ребенок воспринимает речевой материал), а также определяет резервное расстояние, к которому нужно стремиться, чтобы развивать слуховую функцию ученика.
  3. Медики следят за соматическим состоянием ребенка.
  4. Воспитатели наблюдают за тем, как ученик ориентируется в бытовых вопросах, какие навыки самообслуживания у него привиты.
  5. Социальный педагог составляет социальный паспорт класса, ставит на учет детей-сирот, детей из неблагополучных семей.
  6. Педагог-психолог проводит углубленную диагностику личностного и интеллектуального развития учащихся.
  7. Администрация ведет контроль за адаптацией детей.

Во 2-4 классах – оптимизация успешной деятельности, создание условий, способствующих профилактике нарушений психологического здоровья учащихся.

В 5 классе – сопровождение учащихся в период адаптации к многопредметному преподаванию.

Психолого-педагогическое сопровождение подростков во время проживания кризиса – это помощь в проявлении и осознании своих чувств, помощь в понимании того, что с ними происходит. В подростковом возрасте происходит заострение отдельных черт характера, в большинстве случаев отрицательных. Задача школы – защитить ребенка от негативного влияния окружающей среды.

В прошлом учебном году в нашей школе был создан «Совет профилактики правонарушений». Ежемесячно в кабинете директора проводятся заседания совета, на которых обсуждаются негативные факты поведения учащихся. Такой метод работы имеет положительные результаты.

В старших классах акцент делается на подготовку учащихся к взрослой жизни, к выбору профессии.

Педагогический процесс в школе для детей с нарушенным слухом должен строиться с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Как правило, учащиеся одного класса весьма неоднородны по составу. Они имеют существенные различия в уровне владения речью, объеме используемых в ней языковых средств, степени остаточного слуха и возможностями его использования.

Кроме того, такие дети обладают характерологическими особенностями, которые находят выражение в их поведении, степени активности, склонности к определенным видам деятельности. Все вышесказанное может служить основанием для дифференцирования требований, предъявляемых учащимся, учитываться при общении с ними, определении классных и домашних заданий, а также при дозировке помощи со стороны педагога.

Поддержка необходима и в процессе социализации. Такая поддержка получила название — социально-педагогическая поддержка ребенка. Сущность социально-педагогической поддержки заключается в обеспечении процесса сотрудничества и сотворчества педагогов и воспитанников, позволяющего каждому из участников в процессе взаимодействия раскрыть свои возможности, развить свои способности, тем самым успешно интегрироваться в общество.

Все учащиеся нашей школы посещают кружки: девочки любят вязать, шить, мальчики с удовольствием делают поделки из дерева. Трудовые навыки, полученные учащимися в стенах школы, очень пригодятся в жизни.

Итак, поддержка и сопровождение, как типы педагогической деятельности предельно взаимосвязаны. Поддержка с одной стороны предваряет сопровождение, с другой – следует за ним по запросу ребенка.

Литература:

  1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1988.
  2. Вилыианская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого — медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. — М.: Генезис, 2012.