Экзамен по русскому языку в 11классе. Статья «Доктор +!» (из опыта работы с публицистикой при подготовке к экзамену»)

Попова Людмила Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №4 города Краснокамска Пермского края.

Классический образец несбывшихся надежд, утраченных порывов, взросления-деградации – доктор Дмитрий Старцев в рассказе А.П.Чехова «Ионыч». Погружение в обыденность, огрубление души, жажда наживы почти заслоняют профессиональное качество: способность лечить больных жителей губернского города С. Он не проходит испытания любовью и уж абсолютно «недотягивает» до высокого звания русского интеллигента. Всего за шесть лет уродливая среда примирила с собой человека, стремящегося к сытости и покою. Чехов написал историю тяжкой социальной болезни.

Совершенно по-другому живёт, мыслит, чувствует, работает сам Антон Павлович (чего стоит только одна поездка на Сахалин!). Ему близка деятельная натура и рациональный скептицизм доктора Астрова (пьеса «Дядя Ваня»), симпатичен молодой врач Королёв (рассказ «Случай из практики»). Чуткость к чужому горю, бескорыстие, ответственность, самокритичность – вот что роднит автора и его героев. Итак, это о классике рубежа 19-20 веков.

Что предлагает молодым читателям литература начала 21-го века? Речь не о пристрастиях и вкусах, речь идёт о требовании использовать в экзаменационном сочинении в качестве аргумента материал, доказывающий необходимость нравственных норм, патриотизма, гражданственности, соблюдения законности.

Возможность решить такую задачу никак не могут предоставить очень многие произведения современной литературы. К примеру, рассказ петербургского писателя Дмитрия Притулы «Доктор Кузин». Обратимся именно к нему: есть положительные рецензии в Интернете, автор не самый неизвестный, ну и потому что «доктор», а здоровье каждому дорого. И что же? Конечно, некая аналогия с «Ионычем» есть (многолетняя практика, узнаваемая «обычность», роль денежного интереса). Но позитива, а уж тем более идеала, нет. Писатель свою художественную цель, разумеется, не для наших критериев воплощал. Наверно, можно выстраивать в сочинении доказательство «от обратного»: дескать, вот как бывает плохо, когда нет хорошего. Но как быть рядовому неискушённому читателю-старшекласснику? Где найти пример служения долгу? Будет ли он вообще искать его в безумных потоках негатива о коррупции, злоупотреблениях, подлоге?

Нам при подготовке к сочинению помогла публицистика. Я не раз убеждалась, что учащиеся (странно ли?) пропускают позитивную информацию (например, о фонде «Дедморозим»  пермяка Дмитрия Жебелева, благотворительных акциях талантливой Чулпан Хаматовой, сборе средств для больных детей замечательной актрисой Ольгой Будиной, о добровольной помощи простых граждан пострадавшим при пожаре в печально знаменитой «Хромой лошади» и многом другом). Таких фактов очень много. Важно, что это происходит «здесь и сейчас», что хорошие люди есть в нашей стране и в нашем крае. Примеры милосердия, добропорядочности в современной жизни убедительнее книжных, они перенастраивают душу, мировосприятие. Ученик должен иметь «положительную пищу» для размышлений. Но…кто читает прессу? Значит, взрослый (в нашем случае это учитель) подобную информацию находит или помогает найти.

И вот так кстати накануне экзамена-2013 появилась в краевой прессе статья, посвящённая юбилею доктора Сергея Германовича Суханова. Наш земляк, ставший профессором в 40 лет, сочетающий научные исследования с каждодневной практикой, дал интервью местным СМИ. Рассказал о работе,  своём учителе Лео Бокерия – знаменитом на весь мир кардиохирурге. О том, что сын пошёл по стопам отца, что растёт маленькая дочь. О том, что режим работы напряжённейший, с семи утра. Мы увидели человека нашего времени, настоящего подвижника. Его не только уважают мировые светила медицины, они приезжают в Пермь оперировать!

Да, знакомясь со статьёй, удивились, что в его адрес отнюдь не всегда раздаются аплодисменты (так, например, студенты медакадемии жаловались на ранние консультации, когда им спать хочется). Многим, конечно, не может понравиться и фраза Сергея Германовича: «Гнать надо из медицины дураков!» В восприятии и оценке этих фактов (очень приятно и показательно!) мы с учениками были едины: мы не на стороне «дураков»… и даже тех, кому «спать хочется».

Таким образом, возвращаясь к финалу рассказа Притулы, мы говорим «нет» доктору Кузину. Мы говорим «да» доктору Суханову, называя его «Доктор +!». Ещё вердикт моих старшеклассников: «Вот таких врачей не жалко и золотом осЫпать». Пафос не кажется избыточным, когда читаешь о принципе «Трёх Б» Сергея Суханова в работе кардиоцентра: Без выходных, Без направлений, Бесплатно.

Есть о чём и о ком писать в сочинениях выпускникам-2013. Писать, не «вымучивая» аргументы, а доказательно и эмоционально, правдиво, когда в ладу ум и сердце. Когда не нужно списывать заготовки-образцы чужих работ.Есть о чём задуматься взрослым, строящим жизнь по «экономически оптимальным  расчётам» и в то же время задающим высочайшую планку требований к рассуждению семнадцати-восемнадцатилетнего, ещё очень молодого, но уже имеющего жизненный опыт, гражданина. И далеко не всегда это опыт позитивный, поэтому так важна роль положительного.

     Примечание. Трагически рано оборвалась жизнь С.Г.Суханова. Но статью о нём продолжаю брать на занятия в 11 и 8-9 классах. Она не теряет своей ценности и по-прежнему производит огромное впечатление на учащихся.

Считаю, что определённая «сиюминутность» публицистики в данном случае не противоречит задачам классической и лучшим образцам современной литературы. Информация газетных статей предполагает или содержит трактовки и оценки, мнения, выводы. Публицистика и литература, таким образом, полнее оказывают воспитательное влияние на человека. Ведь именно об этом говорится в программах, инструктивных документах по государственной аттестации выпускников.

Хотя вопросы у меня как учителя-практика вызывает уточнение к написанию и проверке сочинения 2015-2016 учебного года, прозвучавшее на Всероссийском вебинаре-консультации: «Можно приводить в сочинении примеры только ЦИКЛА публицистических статей, обязательно с указанием фамилии автора и места публикации…» Думаю, это очередная попытка защиты от подделок. А сдающему сочинение при подготовке заучивать многочисленные исходные данные? И это породит любовь, уважение, понимание? Такая погоня за достоверностью только навредит и уже навредила, она не учитывает ни сам механизм воздействия печатного слова, ни законы духовного развития человека.

Остаётся надеяться, что при анализе итогов прошедшего учебного года будут учтены на будущее пожелания учителей-практиков. Уверена, что многие так считают.

Август 2016 года