Этические беседы – как средство формирования у ребенка осознанного отношения к своему поведению

Мислевич Елена Владимировна, воспитатель, пос. Юг,  Детский сад МАОУ «Юговская средняя школа».

Нравственный и творческий потенциал, необходимы для построения и миролюбивого сообщества, закладывается с детства. С самого начала своего жизненного пути ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыки поведения, воспитывать сознательно-активное отношение к порученному делу, товариществу, уважению, дружбе и т.д. нужно начинать с дошкольного возраста.

Когда ребенок начинает активную жизнь в человеческом обществе он сталкивается с многочисленными трудностями, они связаны не только с тем, что он еще мало знает о мире, должен и хочет его познать. Ему нужно научиться жить среди подобных и не только физически жить, но и комфортно чувствовать себя среди людей, развиваться и совершенствоваться. А для этого необходимо понять, как люди общаются друг с другом, что они ценят, что вызывает сомнение. И в процессе этого сложного познания ребенок сам становится личностью. Взрослые должны с самого детства воспитывать у детей чуткость, отзывчивость, готовность прийти на помощь друг другу: «Если товарищу трудно — помоги ему», «Если тебе трудно — обратись за помощью» — вот правила, которыми должны руководствоваться дети в повседневной жизни.

По моим наблюдениям, дети дошкольного возраста не всегда задумываются о своих поступках, словах, адресованных другим людям, и чаще всего эти проявления носят негативный характер. Причем, разбирая ту или иную конфликтную ситуацию в группе, выясняется, что дети четко знают, как нужно поступить правильно и, тем не менее, действуют с полной противоположностью. Именно поэтому меня увлекла работа по этой теме.

Свою работу я организовала и проводила поэтапно.

I этап – Теоретический.

На этом этапе я проанализировала состояние практики по выбранной теме:

  • Выбрала направление своей углубленности работы;
  • Определила теоретико-практическую значимость темы;
  • Проанализировала соответствующие нормативные документы, в том числе Устав детского сада;
  • Систематизировала свои знания по интересующим вопросам с опорой на ведущую программу детского сада и другие альтернативные программы;
  • Составила небольшую анкету и провела социологический опрос среди родителей детей, посещающих детский сад. Были предложены следующие вопросы:
  1. Рассказываете ли Вы своему ребенку истории из своего детства и личного опыта?
  2. Используете ли Вы такой прием, как: «Придумай конец этой истории…»?
  3. После чтения сказки, рассказа обсуждаете ли Вы прочитанное и задаете ли детям вопросы?

Анализ опроса показал, что 80% родителей не делятся с детьми впечатлениями событий своего детства и практически ничего не рассказывают из своего личного опыта. Лишь 30% родителей иногда просят закончить  начатую ими сказку, да и то, если это знакомая ранее детям сказка.  Обобщив опыт работы коллег, проанализировав проблемные статьи в журналах для педагогов ДОУ, я сделала вывод, что в последнее время недостаточно уделялось внимания этическим беседам в режимном процессе детских садов, как целенаправленному методу.

II этап – Организационно-проектный.

На этом этапе мной были определены цели, задачи, средства и методы работы.

Цель: Формирование у детей осознанного отношения к своему поведению, воспитанию у них морально-нравственных качеств личности.

Задачи:

  1. Формировать обобщенные нравственные представления на основе анализа конкретных поступков и фактов;
  2. Формировать навыки взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми;
  3. Формировать осознанное отношение к правилам поведения;
  4. Побуждать детей к нравственным поступкам.

При проведении этических бесед я использовала различные типы вопросов:

  1. Вопросы, ведущие к пониманию моральной идеи произведения;
  2. Вопросы, выясняющие отношение к прочитанному и требующие обоснования своего отношения;
  3. Вопросы, требующие оценки поступков и обоснования этой оценки;
  4. Вопросы, направленные на выяснение причин, мотивов поступков и требующие их обоснования;
  5. Вопросы, ведущие к пониманию значения норм поведения людей;
  6. Вопросы, содействующие пониманию переживаний, эмоциональных состояний людей, совершающие те или иные поступки и др.

Большое значение я придавала созданию развивающей среды для целенаправленной работы. Эта деятельность включила следующие моменты:

— Подбор художественных произведений;

— Изготовление наглядного материала;

— Составление картотеки пословиц и поговорок на морально-этические темы;

— Пополнение библиотеки в группе;

— Сочинение авторских сказок;

— Изготовление тематических альбомов: «Угадай настроение», «Хорошие и плохие поступки» и т.д.;

— Создание видеотеки в группе;

Составление игротеки для совместных развлечений и проведения меж возрастных игр;

— Подбор и изготовление дидактических игр;

— Подбор иллюстраций, репродукций изобразительных произведений;

— Составление «Энциклопедий» рассказов и сказок из личного опыта детей и их родителей.

В своей работе я использовала разнообразные методы, такие как: чтение художественных произведений, беседы по содержанию и поступкам героев, решение проблемных ситуаций, игры: дидактические, сюжетные игры, игры-драматизации, наблюдения, экскурсии, просмотр видеоматериала, рассматривание тематических альбомов.

III этап – Диагностический.

Данный этап работы дал возможность получить информацию о степени развивающего обучения, позволил оценить сравнительную эффективность различных методов, форм и средств обучения.

Проанализировав результаты диагностики я отметила рост познавательного и интеллектуального развития ребенка, что подтверждает правильность выбора методов, форм и средств нравственного воспитания детей.

В старшей и подготовительных группах для диагностики мною были использованы следующие методики: «Какой Я», которая предназначена для определения самооценки  ребенка и «Выбор в действии», направленную на изучение и оценку межличностных отношений в группе детей дошкольного возраста.

Таким образом, в результатах диагностики четко прослеживается положительная динамика: дети осознанно относятся к себе, могут проанализировать не только поступки других детей, но и свои. По результатам диагностики» «Выбор в действии» наглядно видно, что дети стали терпимее относиться друг другу, пытаются самостоятельно найти выход из конфликтных ситуаций.

IV этап – Внедренческий.

На этом этапе я вела работу в двух направлениях: с детьми и родителями. Прежде чем непосредственно приступить к разработке данной темы я составила перспективный план, в котором была прописана тематика бесед, форма работы с детьми, учитывались возрастные особенности детей.  Работа строилась таким образом, чтобы полученные знания дети использовали в повседневной жизни. При разработке занятий для меня важно было продумать, что целесообразно показать, о чем рассказывать детям следуя основным дидактическим принципам: доступность понимания, наглядность предлагаемого материала, чтобы эти взгляды прошли сквозь чувства и переживания детей и воплотились таким образом в устойчивые нравственные убеждения (сознание-чувства-поведение).

Особое внимание в своей работе я уделяла подбору сказок, так как сказка наиболее действующий инструмент, влияющий на сознание ребенка. Использовала разные формы работы со сказкой: обсуждение поведения сказочных героев; причины их успеха или неудач; выставки рисунков детей по мотивам сказок; сочинение сказок самими детьми (есть положительный результат: выпускница моей группы стала победителем в номинации «Юные сказочники» в краевом фестивале детского творчества «Уральские самоцветы»). Для того, чтобы научить детей формам доброжелательного общения, даю детям возможность  увидеть себя со стороны. Для этого я использовала  наглядные ситуации, возникающие между детьми во время игры, на прогулке, дежурстве и т.д. В некоторых ситуациях дети могут узнать себя в поведении сказочных персонажей. Я провела серию межвозрастных игр (младшая и подготовительная группы), направленную на умение взаимодействовать и общаться друг с другом. Малыши получили огромное удовольствие, а дети подготовительной группы приобрели бесценный опыт построения межличностных отношений. Я использовала игры под названием «Школа жеста», цель которых научить детей жестам и мимикой выражать разные эмоциональные состояния и отношения к окружающим. Такой метод помогает общению детей с ограниченными возможностями (глухим, глухонемым).

В нашем детском саду стало доброй традицией приглашать детей-инвалидов на праздники, развлечения. Наши здоровые дети проявляют уважение, доброжелательность, сочувствие к детям с ограниченными возможностями. Благодаря таким встречам, наши дети применяют полученные ранее знания и главное, они не смеются над инвалидами, общаются с ними на равных.

Работа с родителями:

Бесспорно, что основы личности закладываются в семье, что даже самое хорошее дошкольное учреждение не может дать ребенку всего того, что даст семья. Поэтому основные мои принципы – действовать вместе с семьей. Родители – полноправные участники всех праздников и досугов, проводимых в группе. Я убедились в том, что общение родителей друг с другом сплачивает и их детей.  Ощутимые результаты принесли такие формы работы, как проведение консультаций, оформление консультаций в уголок для родителей, проведение практикумов, собраний круглых столов, семейные посиделки с чаепитием. Я считаю такую работу с родителями эффективной. Ведь каждый педагог мечтает видеть в родителе своего единомышленника. Только он, компетентный, чуткий, образованный сможет вовремя отреагировать на изменения, происходящие  с его ребенком.

Таким образом, рассмотрев интересующую меня проблему со всех сторон, я пришла к следующему выводу: для того,  чтобы ребенок мог оценивать свои и чужие поступки, он должен владеть определённым кругом нравственных представлений, дающих ему возможность обосновывать свои суждения и в этом неоценима роль разнообразных по форме этических бесед.