Ерохина Екатерина Игоревна, воспитатель, МКДОУ БГО Детский сад №21 комбинированного вида, г. Борисоглебск
Возрастная группа: 2 младшая группа.
Участники проекта: воспитатели, дети второй младшей группы и их родители, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
Обоснование проекта.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Поэтому дошкольные учреждения и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. Именно в семье и детском саду на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье. Ведь здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
Цель проекта: формирование у детей мотивации навыков здорового образа жизни, повышать уровень знаний и обогащать опыт родителей о здоровом образе жизни через взаимоотношение с воспитателями группы.
Задачи проекта:
-для детей:
1) укреплять и охранять здоровье детей;
2) формировать потребность в соблюдении навыков гигиены;
3) дать представление о ценности здоровья, формировать желание вести здоровый образ жизни;
4) дать представление о полезной и вредной пищи для здоровья человека.
-для педагогов:
1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей в вопросах о здоровом образе жизни;
2) создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки в проблемы друг друга;
3) активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
-для родителей:
1) дать представление родителям о значимости совместной двигательной деятельности с детьми, о полезной и вредной пищи, о соблюдении навыков гигиены и т.д.;
2) способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с детьми;
3) заинтересовать родителей укреплять здоровый образ жизни в семье.
Здоровьесберегающие педагогические технологии в данном проекте мы решили применять в различных видах деятельности дошкольников и подразделяли их на:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья;
- Технологии обучения ЗОЖ;
- Коррекционные технологии.
Здоровьесберегающие технологии, используемые в проекте:
- Цветотерапия
- Музыкотерапия
- Арттерапия
- Сказкотерапия
- Игротерапия
- Песочная терапия
- Фитонцид-терапия
- Релаксация
- Психогимнастика
- Дыхательная гимнастика
- Зрительная гимнастика
- Пальчиковая гимнастика
- Профилактика плоскостопия
- Профилактика нарушения осанки
- Массаж и самомассаж
- Физкультминутки
- Гимнастика пробуждения
- Стретчинг
- Ритмопластическая гимнастика
- Су-Джок терапия
Этапы реализации проекта:
1 этап — аналитический
Задача этапа: диагностика уровня физического развития детей; анкетирование и беседа с родителями, наблюдение за поведением и состоянием здоровья детей, в повседневной жизни; беседа с медицинской сестрой; анализ ситуации; определение основных целей проекта, разработка планов работы с детьми и родителями по формированию ЗОЖ, оздоровительного образования через проведение совместных досугов, спортивных праздников, развлечений и др.
2 этап — организационный
Задача этапа: создание комплексной оздоровительной системы работы с детьми, направленной на сохранение и укрепление здоровья детей, обновление и расширение здоровьесберегающей среды в группе, привлечение родителей к предстоящей оздоровительной работе в инновационном режиме.
3 этап: основной – реализация и актуализация проекта
Задачи этапа: формирование у родителей и воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья
4 этап — итоговый
Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности педагога, разработка тактики последующих педагогических действий на следующий год.
Ожидаемые результаты проекта:
1) обновление и расширение образовательной среды, формирующей здоровую, физически развитую, социально адаптированную, увлечённую спортом личность, сознательно использующую знания о здоровом образе жизни;
2) усвоение детьми основ здорового образа жизни; понимание детьми значимости здоровья в жизни каждого человека; проявление заботы и уважения к своему здоровью и здоровью окружающих;
3) снижение показателя заболеваемости;
4) положительная динамика показателей физического развития детей.
5) формирование отношения детей и их родителей к своему здоровью как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни.
Все воспитанники приходят в группу в одежде определенного цвета в соответствии с названием дня.
Цветотерапия: снижать эмоционально-психическое и телесное напряжение;
повышать уровень эмоциональной отзывчивости и коммуникативности детей;
Воздействие цвета через кожу
Это воздействие основано на том, что свет, являясь электромагнитным излучением, проникает через ткани человеческого тела и несет органам необходимую энергию, восстанавливая определённый биоэнергетический уровень и активизируя внутренние процессы организма.
Воздействие цвета через глаза
Это основной вид воздействия на организм. Цвет воспринимается рецепторами глаза, провоцируя цепную химическую реакцию, которая в свою очередь вызывает электрические импульсы, стимулирующие нашу нервную систему; нервное стимулирование достигает мозга, который освобождает благотворные для организма гормоны.
День первый – «Красный»:
Аналитический этап
День второй – «Розовый»:
Организационный этап
День третий – «Сиреневый»:
Тема: «Что такое здоровье?»
Задачи: формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. Дать элементарные сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
День четвертый – «Оранжевый»:
Тема: «Смехотерапия».
Задачи: повышает уровень серотонина в организме, что сделает его счастливым; укрепляет иммунную систему; расслаблять мышцы детей; содействовать положительным мыслям; балансировать кровяное давление и помогать пищеварению; уменьшает стресс, устраняет тревогу, беспокойство, агрессивность.
День пятый – «Желтый»:
Тема: «Путешествие по телу» (Тело человека и личная гигиена).
Задачи: познакомить детей со строением тела человека, закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой.
День шестой – «В горошек»:
Тема: «Необычный день».
Задачи: создать радостное настроение, положительные эмоции. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки. Развивать двигательную активность детей, как фактор, стимулирующий физическое, эмоциональное, интеллектуальное развитие..
День седьмой – «Зелёный»:
Тема: «Полезные вкусняшки».
Задачи: рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола.
День восьмой – «Бирюзовый»:
Тема: «Узнаем, отвечаем, играем»
Задачи: развивать у дошкольников познавательный интерес к компонентам здорового образа жизни. Углублять и систематизировать представления детей о факторах, влияющих на состояние своего здоровья и окружающих;
День девятый – «Синий»:
Тема: «Спорт для здоровья».
Задачи: способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. Познакомить с некоторыми видами спорта.
День десятый – «Фиолетовый»:
Тема: «Торжественное открытие фитобара».
Задачи: дать элементарные знания о лекарственных растениях. Формировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитания привычки думать и заботиться о своём здоровье.
- «Здоровьесберегающие технологии в детском саду. Релаксация.» (50%)
- «Использование здоровьесберегающих технологий в рамках проекта «Речь развиваем- здоровье укрепляем!» (50%)
- Занятие по теме: «Береги здоровье смолоду» (50%)
- Занятие по теме: «Познай свой организм» (50%)
- Закаливай себя постоянно (50%)
- Статья на тему: «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» (RANDOM - 50%)