Смирнова Людмила Александровна
воспитатель,
БУ СО ВО «Череповецкий центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Доверие»
г Череповец, Вологодская область
Научить глухих детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, сложный процесс. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких технологий, является наглядное моделирование.
Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для глухих детей, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядные модели – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям с нарушением слуха.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с глухими детьми состоит во- первых в том, что:
- ребенок очень пластичен и обучаем, но наряду с этим для детей с нарушением слуха и интеллекта характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
- во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
- в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания.
- Технология наглядного моделирования может быть представлена в разных техниках. Мнемотаблицы.
Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и т. д., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.
Этапы работы с мнемотаблицей
Первый этап – чтение произведения.
- Дети знакомятся с содержанием произведения.
Второй этап – рассматривание таблицы.
- Производится разбор того, что обозначают изображённые в таблице картинки и символы.
Третий этап – перекодирование информации.
- Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев произведения.
Четвёртый этап – пересказ.
- После перекодирования выполняется пересказ произведения с опорой на символы.
Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы.
- На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу самостоятельно.
Пересказ текста с использованием мнемотаблицы не предусматривает дословный пересказ, что очень сложно для глухого ребенка. Предложенная т ехника направлена на то, чтобы научить детей воспринимать и передавать общий смысл прочитанного, выделять основное.
Следующей не менее эффективной техникой являются схемы – модели.
Схемы – модели отражают структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.
В работе со схемой-моделью выделяют следующие этапы.
Первый этап.
- Обучение детей умению заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;
Второй этап.
- Обучение изображению предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (дом, еда);
Третий этап.
- Самостоятельное заполнение детьми схемы-модели с помощью знаков-символов, использование схемы-модели как план пересказа;
Четвертый этап.
- Закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.
Следующая техника.
Символы заместители качественных характеристик объекта.
Обозначенные символы могут отражать:
- принадлежность к родовидовому понятию;
- величина;
- цвет; окрас
- части тема
- форма;
- составляющие детали;
- материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
- среда обитания
- назначение
Используя символы заместители, возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Овладеть приемом сравнительного описания предметов или явлений.
Обучение детей с использованием технологии наглядного моделирования:
- Облегчает процесс овладение глухими детьми связной речью.
- Наличие зрительного плана-схемы делает рассказ (сказку) четкими, связными и последовательными.
- Сокращает время обучения и при этом способствует:
- развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
- перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы;
- развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Использование технологии наглядного – моделирования способствует формированию универсальных учебных действий у глухих детей.
Коммуникативных:
- Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- Умение правильно выражать свои мысли.
Познавательных:
- построение логической цели рассуждения;
- умение осознанно строить речевые высказывания;
- оценка процессов и результатов деятельности.
Личностных:
- умение преодолевать в себе робость, застенчивость;
- умение свободно держаться;
- мотивация коррекции собственной речи.
Регулятивных:
- планирование своей деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- Конспект урока чтения и развития речи в 6 классе (50%)
- Конспект урока в 5 классе по теме: «Горох. Особенности строения растения» (50%)
- ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА УРОКОВ БИОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА (50%)
- Педагогическое сопровождение и поддержка ребенка с нарушением слуха в современном образовании (50%)
- Учебная работа. Конспект урока с элементами интегрирования по теме: «М.Ю. Лермонтов «Три пальмы» (50%)
- Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, названиях городов сел, деревень, улиц» (RANDOM - 50%)