Цымпилова Маргрита Бато-Жаповна,учитель МОУ «МСОШ №2 имени Ю.Б. Шагдарова»
Цель: познакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева «Цветик- семицветик».
Задачи:
- обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память;
- развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа, развивать фантазию, наблюдательность;
- воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.
Ход урока:
— Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
1.Звучит музыка «В гостях у сказки»
Сегодня мы с вами вновь окунемся в чудесный мир «волшебной» сказки.
На доске названия сказок.
Курочка Ряба.
Репка.
Сказка о рыбаке и рыбке.
Три медведя.
Цветик- семицветик.
Колобок
Учитель: Что вы можете сказать об этих сказках?
Дети: это сказки!
А ещё? Все ли названия вам знакомы?
На какие группы можно их разделить?
Дети : на 2 группы: народные и авторские. Группировка
К какой группе отнесём Цветик- семицветик?
Да, эту сказку написал русский писатель Валентин Петрович Катаев.
Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до нас с вами Валентин Петрович Катаев?
- Чтение со звуковым ориентиром. 15 мин. Магнитофонная запись.
При чтении подчеркивайте слова, которые вам не знакомы.
Вам понравилась сказка? (Ответы детей)
Во время чтения физкультминутка.
3.Экспресс- опрос.
- Жила девочка по имени Лера. Нет
- Купила Женя семь баранок: две баранки с тмином для папы, две баранки с маком для мамы, две баранки с сахаром для себя и одну маленькую розовую баранку для братика Павлика.
- А тем временем сзади пристала знакомая собака да все баранки одну за другой и съела.
- Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.
С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде одуванчика.
- — Этот цветик, — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать
- Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке.
- Пришла Женя во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.
— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!
— Чего захотела! Не видишь — это Южный полюс? Мы девчонок на Южный полюс не берем.
- Первыми, конечно, прибежали плюшевые мишки, громко хлопая глазами и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но их оказалось так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину площади.
- Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось с ним познакомиться.
- — Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!
С этими словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку прижала его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:
- Проверка (взаимопроверка на доске верные ответы.) слайд
Молодцы, ребята, поднимите руку у кого было 3 ошибки – 3
2-1 – оценка 4 , ни одной-«5»?
- Итак, какая это сказка? Волшебная. На доске.
Докажите!
— Волшебные предметы- цветик- семицветик,
— Волшебница- старушка
— Чудеса
— Волшебное число. 7 семь лепестков, семь баранок, семь ворон.
Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства. Какая эта сказка? (Волшебная). Почему вы так думаете?
(В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса).
-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)
-Какие свои желания исполнила Женя?( ответы детей)
-У: Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.
-А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?
-Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.
6.Работа по содержанию.
- Остался всего один лепесток. «Шесть лепестков, оказывается, потратила и никакого удовольствия?». Почему?
- Какое желание Жени Вам больше пришлось по душе? Почему? (Передай добро по кругу и оно к тебе обязательно вернется).
- «Женя вдруг увидела превосходного мальчика». Почему Жене он понравился? ( У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, сразу видно, что не драчун).
- Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное. (Передай цветик по кругу).
— Ребята, вам понравилась эта сказка?
Использование песочных часов.
Прочитайте отрывок, как у Жени остался последний лепесток.
Сколько прочитаете за 2 минуты. Поставьте точку. Посчитайте дома и запишите.
7.Итак, ребята, мы с вами познакомились с волшебной сказкой , авторской «Цветик- семицветик».
А какие вы желания загадали бы, если у вас был такой волшебный цветок? Слайд Создаем цветок с пожеланиями .
Чему учит эта сказка? (доброте, чуткости, вниманию и помощи друг другу и тем, кто в этом нуждается)
Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике- семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика..
Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!
- И в завершении нашего урока песня «Дорога добра» Караоке.
- Д/з Нарисуйте иллюстрацию к сказке.
- «Совершенствование начального общего образования в условиях гуманизации образовательного процесса» (50%)
- Открытый показ образовательной деятельности по физической культуре по теме «Посуда» (50%)
- Авторская методическая разработка по литературному чтению для 2-4 классов «Электронное учебное пособие «Читалка» (50%)
- Разработка занятия по теме: «Штукатурные работы: назначение, виды, классификация в зависимости от применяемых материалов» (50%)
- Открытый урок математики на тему: «Решение задач на движение» (50%)
- Урок по теме: «Звуки и буквы» (RANDOM - 50%)