Внеклассное чтение. Тема: В. Катаев Цветик- семицветик

Цымпилова Маргрита Бато-Жаповна,учитель МОУ «МСОШ №2 имени Ю.Б. Шагдарова»

Цель: познакомить детей со сказкой русского писателя В.П.Катаева «Цветик- семицветик».

Задачи:

  1. обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память;
  2. развивать творческие способности детей и навыки выразительного чтения; учить анализировать сказку, выбирать нужный отрывок для чтения и пересказа, развивать фантазию, наблюдательность;
  3. воспитывать чувство ответственности, сострадания, умение принимать ответственные решения.

Ход урока:

— Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ –

Вы учите их – они учат вас!

1.Звучит музыка «В гостях у сказки»

Сегодня мы с вами вновь окунемся в чудесный мир «волшебной» сказки.

На доске названия сказок.

Курочка Ряба.         

Репка.    

Сказка о рыбаке и рыбке.

Три медведя.

Цветик- семицветик.

Колобок

Учитель: Что вы можете сказать об этих сказках?

Дети: это сказки!

А ещё? Все ли названия вам знакомы?

На какие  группы можно их разделить?

Дети : на 2 группы: народные и авторские.   Группировка

К какой группе отнесём Цветик- семицветик?

Да, эту сказку написал русский писатель Валентин Петрович Катаев.

Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль. Какую же мысль хочет донести до нас с вами Валентин Петрович Катаев?

  1. Чтение со звуковым ориентиром. 15 мин. Магнитофонная запись.

При чтении подчеркивайте слова, которые вам не знакомы.

Вам понравилась сказка? (Ответы детей)

Во время чтения физкультминутка.

3.Экспресс- опрос.

  1. Жила девочка по имени Лера. Нет
  2. Купила Женя семь баранок:  две  баранки  с тмином для папы, две баранки с маком для мамы,  две  баранки  с  сахаром  для себя и одну маленькую розовую баранку для братика  Павлика.
  3. А тем временем сзади пристала знакомая собака да  все  баранки  одну  за  другой и съела.
  4. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.

С  этими  словами  старушка  сорвала  с грядки и подала девочке Жене очень красивый  цветок  вроде одуванчика.

  1. — Этот цветик,  — сказала старушка, — не простой. Он может исполнить все, что ты захочешь. Для этого надо только оторвать один из лепестков, бросить его и сказать
  2. Женя была  совсем  небольшая  девочка,  поэтому  она  влезла  на  стул  и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке.
  3. Пришла Женя  во двор, а там мальчики играют в папанинцев: сидят на старых досках, и в песок воткнута палка.

— Мальчики, мальчики, примите меня поиграть!

— Чего  захотела!  Не видишь — это Южный полюс? Мы девчонок на Южный полюс не берем.

  1. Первыми, конечно,  прибежали плюшевые мишки,  громко  хлопая  глазами  и пища без передышки: «папа-мама», «папа-мама». Женя сначала очень обрадовалась, но их оказалось  так много, что они сразу заполнили весь двор, переулок, две улицы и половину  площади.
  2. Рассуждая таким  образом,  Женя  вдруг  увидела  превосходного  мальчика, который сидел на лавочке у ворот. У него были большие синие глаза, веселые, но смирные.  Мальчик  был  очень симпатичный — сразу видно, что не драчун, и Жене захотелось  с ним познакомиться.
  3. — Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! — воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. — Гляди!

С  этими  словами девочка бережно оторвала последний, голубой лепесток, на минутку  прижала  его к глазам, затем разжала пальцы и запела тонким голоском, дрожащим от счастья:

  1. Проверка (взаимопроверка на доске верные ответы.) слайд

Молодцы, ребята, поднимите руку у кого было 3 ошибки – 3

2-1 – оценка 4 , ни одной-«5»?

  1. Итак, какая это сказка? Волшебная. На доске.

Докажите!

— Волшебные предметы- цветик- семицветик,

— Волшебница- старушка

— Чудеса

— Волшебное число. 7 семь лепестков, семь баранок, семь ворон.

Волшебные – происходит волшебство с главным героем; есть предметы волшебства. Какая эта сказка? (Волшебная). Почему вы так думаете?

(В сказке есть волшебный цветок, который исполняет все, что желает Женя и происходят чудеса).

-Кто главный герой этой сказки? (Девочка Женя)

-Какие свои желания исполнила Женя?( ответы детей)

-У: Желания исполнились, а ей было грустно. И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги.

-А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему?

-Да, действительно,  она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы.  Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.

6.Работа по содержанию.

  • Остался всего один лепесток. «Шесть лепестков, оказывается, потратила и никакого удовольствия?». Почему?
  • Какое желание Жени Вам больше пришлось по душе? Почему? (Передай добро по кругу и оно к тебе обязательно вернется).
  • «Женя вдруг увидела превосходного мальчика». Почему Жене он понравился? ( У него были большие синие глаза, веселые, но смирные. Мальчик был очень симпатичный, сразу видно, что не драчун).
  • Окажись у Вас в руках такой цветик-семицветик, какое желание Вы бы загадали? Одно, самое-самое заветное. (Передай цветик по кругу).

— Ребята, вам понравилась эта сказка?

Использование песочных часов.

Прочитайте отрывок, как  у Жени остался  последний лепесток.

Сколько прочитаете за 2 минуты. Поставьте точку. Посчитайте дома и запишите.

7.Итак, ребята, мы с вами познакомились с волшебной сказкой , авторской «Цветик- семицветик».

А какие вы желания загадали бы,  если у вас был такой волшебный цветок?                                            Слайд   Создаем цветок с пожеланиями .

Чему учит эта сказка?   (доброте, чуткости, вниманию и помощи друг другу и тем, кто в этом нуждается)

Валентин Петрович Катаев, великий русский писатель, разработал тему ценности человеческих поступков. Из всех чудес, которые свершились в сказке о цветике- семицветике, самую большую радость его обладательнице принесло исцеление хромого мальчика..

Будьте внимательными, вдруг кому-то нужна ваша помощь! Не ждите, когда вас попросят, а помогите нуждающимся!

  1. И в завершении нашего урока песня «Дорога добра» Караоке.
  2. Д/з Нарисуйте иллюстрацию к сказке.