«Использование технологии  наглядного моделирования  при формировании связной речи у глухих детей»

 

Смирнова Людмила Александровна

воспитатель,

БУ СО ВО «Череповецкий  центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Доверие»

г Череповец, Вологодская область

Научить глухих детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни, сложный процесс. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких технологий, является наглядное моделирование.

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.
Технология наглядного моделирования помогает ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст), научиться работать с ними. Это особенно важно для глухих детей, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального. Наглядные модели – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Практика подтверждает, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям с нарушением слуха.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с глухими детьми  состоит во- первых в  том, что:

  • ребенок очень пластичен и  обучаем, но наряду с этим для детей с нарушением слуха и интеллекта характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
  • во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
  • в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей, видеть главное, систематизировать полученные знания.
  • Технология наглядного моделирования может быть представлена в разных техниках. Мнемотаблицы.
    Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий и т. д., путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа.

Этапы работы с мнемотаблицей

Первый этап – чтение произведения.

  • Дети знакомятся с содержанием произведения.

Второй этап – рассматривание таблицы.

  • Производится разбор того, что обозначают изображённые в таблице картинки и символы.

Третий этап – перекодирование информации.

  • Осуществляется преобразование из абстрактных символов в образы героев произведения.

Четвёртый этап – пересказ.

  • После перекодирования выполняется пересказ произведения с опорой на символы.

Пятый этап – графическая зарисовка мнемотаблицы.

  • На более позднем этапе дети могут воспроизводить мнемотаблицу самостоятельно.

Пересказ текста с  использованием мнемотаблицы   не предусматривает дословный пересказ, что очень сложно для глухого ребенка.  Предложенная т ехника  направлена на то,  чтобы научить детей воспринимать и                                                                                                       передавать общий смысл  прочитанного,  выделять основное.

Следующей не менее эффективной техникой   являются  схемы – модели. 

Схемы – модели  отражают  структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

В работе со схемой-моделью выделяют следующие этапы.

Первый этап.

  • Обучение детей умению заменять ключевые слова в предложениях значками-символами;

Второй этап.

  • Обучение изображению предметов и явлений природы не только символами, но и буквами, а также простыми словами (дом, еда);

Третий этап.

  • Самостоятельное заполнение детьми схемы-модели с помощью знаков-символов, использование схемы-модели как план пересказа;

Четвертый этап.

  • Закрепление изученного материала путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее схему-модель.

Следующая техника.

Символы заместители качественных характеристик объекта.

Обозначенные символы могут отражать:

  • принадлежность к родовидовому понятию;
  • величина;
  • цвет; окрас
  • части тема
  • форма;
  • составляющие детали;
  • материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
  • среда обитания
  • назначение

Используя символы заместители,  возможно, составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе. Овладеть  приемом сравнительного описания  предметов или явлений.

Обучение детей с использованием  технологии наглядного моделирования:

  1. Облегчает процесс овладение глухими детьми связной речью.
  2. Наличие зрительного плана-схемы делает рассказ (сказку) четкими, связными и последовательными.
  3. Сокращает время обучения и при этом способствует:
  • развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • перекодированию информации, т. е. преобразованию из абстрактных символов в образы;
  • развитию мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Использование технологии наглядного – моделирования  способствует формированию универсальных учебных действий у глухих детей.

Коммуникативных: 

  • Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • Умение правильно выражать свои мысли.

Познавательных:

  • построение логической цели рассуждения;
  • умение осознанно строить речевые высказывания;
  • оценка процессов и результатов деятельности.

Личностных:

  • умение преодолевать в себе робость, застенчивость;
  • умение свободно держаться;
  • мотивация коррекции собственной речи.

Регулятивных:

  • планирование своей деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;