Выступление педагога-психолога на первом родительском собрании по теме: «Адаптация учащихся первых классов к школе»

Рыбальченко Виктория Владимировна,  педагог-психолог

МБОУ «Юловская СОШ№ 6» п. Юловский,  Целинского района, Ростовской области.

План выступления

  1. Вступительное слово.
  2. Что такое адаптация к школе? Немного теории.
  3. Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций.
  4. Заключительное слово.

В целом выступление занимает от 20 до 30 минут в зависимости от активности родителей.

  1. Вступительное слово.

Вступительное слово включает в себя знакомство с родителями, представление психолога и объявление темы выступления.

  1. Что такое адаптация к школе? Немного теории.

Родителям предлагается минилекция на 5-10 минут.

  1. Совместная работа с родителями по оформлению рекомендаций.

На этом этапе ведётся фронтальная работа с родителями по “выработке” рекомендаций. Рекомендации записываются педагогом-психологом на доске и родителями в бланках (Приложение 1).

Начать беседу можно так: “Что же вы можете сделать, чтобы наши дети лучше приспособились к школе? Как вы думаете?”

В случае низкой активности родителей можно использовать подсказки. Ниже кратко приведены причины, по которым выделяются рекомендации. Эти причины родители говорят сами после наводящих вопросов педагога-психолога.

  1. Из того, что в школе присутствует твёрдый режим: урок – перемена; выделяется рекомендация о соблюдении режима дня.
  2. Так как в школе дети много сидят, озвучивается необходимость в прогулках и играх.
  3. Поступление в 1-й класс – стресс, стоит ли ребёнка одновременно отдавать в какую-либо секцию? Вместе с родителями выделяется следующая рекомендация. Если наши дети не будут иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у них могут возникнуть проблемы со здоровьем. Поэтому не стоит отдавать ребенка в секцию или кружок одновременно с поступлением в школу.
  4. Концентрация внимания у детей (10-15 минут). Каким образом надо делать домашнее задание? В беседе обговаривается, что домашнее задание стоит делать с перерывами через 10-15 минут. Ребенок может просто попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа. Необходим контроль со стороны родителей. Далее можно кратко отметить некоторые психологические особенности развития мышления, внимания, произвольной сферы и моторных навыков детей 6–7 лет.
  5. На уроках идёт серьёзная нагрузка на глаза. Что мы можем сделать дома, чтобы снизить риск заболевания близорукостью? Родители сами приходят к тому, что надо меньше смотреть телевизор и меньше работать на компьютере. Записывается следующая рекомендация: “Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день”.
  6. Также говорится о том, что больше всего на свете в течение первого года учебы наши дети нуждаются в поддержке. И если родители хотят, чтобы из ребенка вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно надо хвалить его, поддерживать, не ругать за двойки и грязь в тетради.
  7. Заключительное слово.

В заключительном слове педагог-психолог в первую очередь высказывает свою удовлетворенность проделанной совместной работой, а также сообщает о времени, отведенном для индивидуальной работы с родителями, о мероприятиях, запланированных в 1-м классе.