Николенко Элина Александровна, воспитатель МКДОУ д/с №13 г. Россоши Воронежской области.
«Предметно-развивающая среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, содержание его духовного и физического развития, это единство социальных и предметных средств». (С.Л. Новоселова)
Известно, что именно среда может или тормозить развитие ребенка или стимулировать его развитие. Исследования показывают, что развивающая среда это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение. Специальным образом организованная среда, способна оказывать позитивное влияние на развитие способностей ребенка к самообучению, утверждая чувство уверенности в себе.
ФГОС содержит требования к предметно-пространственной среде:
- Содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности.
- Гибкость игрового пространства.
- Многофункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей).
- Вариативность материалов и оборудования, для свободного выбора детей; периодическая сменяемость игрового материала.
- Доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды
Новые требования ФГОС подтверждают ранее известные характеристики и принципы построения предметно-пространственной среды. Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Именно грамотно организованная предметно-пространственная среда может решить поставленные перед пед. работником задачи. Иначе говоря, среда должна стать не только развивающей, но и развивающейся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Поэтому вопрос повышения профессиональной компетентности педагогов в создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС в нашем ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Так как, организуя предметно-пространственную среду в групповом помещении, в кабинетах специалистов, в раздевалках, педагоги должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
Всё групповое пространство в ДОУ распределено на центры: «центры развития детей».
Для нравственно-эстетического развития детей в группах организован «центр музыки» и центр «умелые ручки». В музыкальном центре подобраны муз. инструменты, в том числе и фольклорные, музыкально-дидактические игры. В группе оборудовано место для занятий детей рисованием, лепкой, аппликацией, ручным трудом в свободное от занятий время.
Для развития у детей экологически грамотного бережного отношения к окружающему в группах оборудован центр «Мы познаем мир». Здесь собраны комнатные растения, создана лаборатория для опытно-экспериментальной и трудовой деятельности детей.
За период пребывания в детском саду дети прослушают и перескажут много сказок, рассказов, стихов. В группах детского сада оформлены своеобразные центры «Книжное царство». Одним из психолого-педагогических условий полноценного речевого развития дошкольников является организация предметно-развивающей речевой среды в группе, направленной на обогащение и обобщение у детей представлений об окружающем мире, формирование на этой основе лексико-грамматических компонентов речевой деятельности.
Для нравственно-патриотического воспитания создан центр «Милый сердцу уголок», куда входят символика страны, родного города, альбом с фото родного района, города, страны, литература по патриотическому воспитанию.
С целью знакомства с ПДД, предупреждения ДТП оформлен центр «Светофорик».
Одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка. В связи с этим в группах создан родительский центр. Родители должны знать, что изучают дети в детском саду, как идет развитие познавательных интересов и социальных чувств детей.
В результате работы организованная предметно-пространственная среда в группах имеет характер незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию, структурно функциональна, адекватна программе ДОУ, творческому характеру деятельности воспитателей. Дети имеют возможность активно развиваться, усваивать информацию об окружающем мире в ходе различных видов деятельности. Разработанная нами предметно-пространственная среда отражает специфику детского сада, учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обеспечивает высокий качественный уровень, содержательной работы с детьми, способствует успешному развитию детей во всех сферах деятельности.
Мы считаем, очень важным обеспечить максимально комфортные условия для пребывания детей и соответственно стремимся создать во всех помещениях детского сада уютную гармоничную естественную обстановку. Обязательно мы предусматриваем и полоролевую специфику и обеспечиваем среду, как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков. Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Педагог наполняет ее на основе гендерного подхода, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом.
Создаваемые развивающие зоны строятся на основе интеграции содержания и видов деятельности. При этом предметная среда имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Мы меняем ее в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач образовательной программы в целом и отдельных ее периодов. Иначе говоря, наша среда не только развивающая, но и развивающаяся.
Динамичность развивающей среды детского сада обусловлена активностью и самих воспитанников, так как одним из условий ее изменения является участие детей в проектной деятельности. Работая над проектами, педагоги, воспитанники и их родители насыщают развивающую среду новыми элементами: макетами, фотоальбомами, выставками творческих работ.
Следует упомянуть, что для формирования у детей исследовательской работе, развития интеллекта и формирования у них представлений об окружающем мире в группах созданы научные центры, в которых дети проводят несложные опыты и учатся делать маленькие открытия.
Своеобразной визитной карточкой образовательного учреждения является его территория. Коллектив ДОУ стремится сделать игровые площадки и участки не только красивыми, для чего ежегодно проводятся целый комплекс мероприятий по их оформлению и озеленению, но и полезными в плане всестороннего развития детей с учетом сезонных изменений в природе.
Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.
- Системно – деятельностный подход в связи с переходом на ФГОС (50%)
- Работа педагога-психолога ДОУ в эпоху новых стандартов (50%)
- Целевые ориентиры как предпосылки формирования Универсальных Учебных Действий (50%)
- Статья «Целевые ориентиры как результат освоения образовательной программы» (младший дошкольный возраст) (50%)
- Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды (50%)
- "Методика применения ИКТ на заочном отделении техникума" (RANDOM - 50%)