Конспект урока по русскому языку в 7 классе, Тема: «Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий»

 

Хазиева Наиля Нуруллиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ школа-интернат основного общего образования г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан

Цели урока:

  • закрепление сведений о написании гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; обобщение и систематизация знаний о правописании гласных е и и в приставках не- и ни-  отрицательных местоимений;
  • развитие связной речи, быстроты реакции, слухового внимания, мышления;
  • воспитывать трудолюбие, усердие, внимательное отношение к русскому языку.

ХОД УРОКА

I.Организационный момент (Слайд 1)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке. Желаю всем нам плодотворно поработать.

  1. II. Повторение ранее изученного

Буквенный диктант

1.В форме какого времени употребляется глагол  радуюсь? (в форме настоящего времени)

2.Как называют слова одной и той же части речи с противоположным значением? (антоним)

3.Какой тип речи, кроме повествования и описания, вы знаете? (рассуждение)

  1. Какая гласная пишется в первом слоге слова земля?

5.Какая первая буква в слове чаща? (ч)

  1. Назовите первую гласную букву в слове присоединение? (и)

7.Определить число существительного человечество (единственное число).

Н  А  Р  Е  Ч  И  Е  (Слайд 2)

         — Что такое наречие?

Проверка домашнего задания (слайд 3)

Работа с карточками. Не- или ни-? Распределить местоимения и наречия в 2 столбика, отметить часть речи. В словах поставить пропущенные буквы,  распределить на 2 группы с НЕ- и НИ- в приставках отрицательных местоимений и наречий. (н… где, н… (с) кем, н…(за)чем, н…какой).

Проверка по слайду.

Не с кем (мест.)                                             Ни с кем (мест.)

Негде (нар.)                                                  Нигде (нар.)

Незачем (нар.), не за чем (мест.)                  Никакой (мест.)

Подведение итогов:

1) о  написании букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных местоимений и наречий;

2) о написании отрицательных местоимений либо одним, либо тремя словами.

3) вспоминаем алгоритм выбора букв е и и в приставках не- и ни— отрицательных наречий:

  1. Составляем словосочетание.
  2. Если наречие подходит по смыслу, то выбираем либо Е, либо И.
  3. Местоимение отвечает на вопросы самостоятельных частей речи.
  4. К наречиям задаем смысловой вопрос.

 Работа с предложениями из прочитанных произведений (Слайд 4)

Задание. Правильно, четко прочитать отрицательные местоимения и наречия в отрывках из прочитанных произведений, ударения проговаривать,  назвать автора и объяснить выбор гласной (устно).

А) В Диканьке н…кто не слышал, как черт украл месяц.

Б) Но Андрий не различал, кто перед ним был, свои или другие какие; н…чего не видел он.

В) Митраша все это слышал, но н…чуть не трусил.

Г) Червяков или гусениц я мог бы набрать много: но сажать было н…куда.

Целеполагание

Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, есть еще над чем поработать? Сегодня на уроке отработаем навыки  правописания  букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий и местоимений .

(Запись даты и темы урока) (Слайд 5)

         III.  Работа по теме урока

1.Работа у доски и в тетради. Вместо точек вставьте нужное отрицательное наречие или отрицательное местоимение, в остальных словах – пропущенную букву.

(напоминаю алгоритм выбора Е и И)

Почт…ль…н  …. не отказывал в помощи.

Секретарь кв…танцию … не спрашивала.

Шагу…ступить.

Штемп…ль на к…нверте … не изменился.

(На доске — слова для справок: н…когда, н…мало, н…куда, н…сколечко)

РР. Комментирование ответов. Комментирование правописания словарных слов

Физминутка

Учитель. Работа отняла много сил, поэтому сейчас проведем физкультминутку. Я буду читать текст, а вы – всё выполнять, но будьте внимательны. Вам необходимо будет назвать количество наречий в тексте.

Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.

Учитель. Сколько наречий встретилось в тексте физминутки? (ответы детей – 6 наречий).

  1. Учитель. Отдохнули? Сейчас проведем самостоятельную работу по карточкам.

Не- или ни-? (По вариантам)

1 вариант выписывает слова с Е в приставках НЕ- и НИ- ;

2 вариант – с И  в приставках НЕ- и НИ- .

2 ученика работают у доски.

Всем – обозначить изучаемую орфограмму, составить 1 предложение или словосочетание.

В одном варианте на 1 слово больше. Будьте внимательны!

Н…чего, н…кому, н…как, н…откуда.

Дополнение учителя. Комментирование правописания словарных слов (при необходимости) (слайд 6)

Проверка работ. Комментирование ответов

Вывод. В отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ-, без ударения – НИ-.

     Учитель. Эти правила необходимо помнить, потому что в школе вы больше не будете изучать правописание е и и в приставках не- и ни-  отрицательных наречий. Я думаю, вы будете внимательны. Ведь в жизни часто приходится сталкиваться с такими примерами. Например, в художественных произведениях, в газетах и журналах.

Ребята, я решила проверить, как грамотно вы общаетесь по телефону, в социальных сетях. Никому не секрет, что в sms-сообщениях допускаются орфографические ошибки, значения некоторых слов искажаются.

3.Задание «Мы корректоры»

Учитель. Ребята, задание одно: в присланных sms-сообщениях необходимо исправить ошибки в выборе гласных е и и в приставках не- и ни-  отрицательных местоимений и наречий. Затем отправить обратно SMS. Мне очень важно, насколько вы грамотно пишете.

Sms-сообщения:

1). Вечером нечего не делаешь?

2). Никуда не пойдешь?

3). Скучен день до вечера, если делать ничего.

(Дети проговаривают ошибки, исправленный вариант отправляют обратно).

 Индивидуально:

 За компьютером — исправить ошибки в сообщении, присланном в соц. сети «В контакте»:

1). Выходи погулять, всю работу некогда не переделаешь.

2). Вечером некуда не пойду.

3). Приходится вертеться, если никуда деться.

(Результат – на интерактивной доске).

  1. II. По карточке у доски— исправить ошибки в пословицах.

1). Ум – одежда, которая никогда не износится, знание – родник, который некогда не исчерпаешь.

2). Ничем нечего не сделаешь.

(Исправление ошибок, выводы).

Учитель. Итак, ребята, чем привлекло ваше внимание это задание?  Чем для нас оно полезно? К чему приводят ошибки в речи, письме? (Это ведет к безответственности в поступках, делах).

Домашнее задание. (слайд 7)

1.Найти в рассказе «Бежин луг» словосочетания с отрицательными наречиями и местоимениями, объяснить выбор Е и И в приставках

НЕ- и НИ-.

  1. Индив.: подготовить материал для словарного диктанта по теме

« Гласные Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий»

  1. IV. Итоги урока

Блиц-опрос     «Да – нет»

  1. В отрицательных наречиях под ударением в приставке ни- пишется и?
  2. А без ударения в приставках отрицательных наречий пишется и ?
  3. Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не- и ни-?
  4. Отрицательные наречия изменяются по падежам как отрицательные местоимения?

     Рефлексия

Учитель. Скажите, как мы сегодня поработали?

А теперь продолжите фразу (слайд 8):

  1. «Сегодняшняя орфограмма мне может пригодиться при…».  
  2. «Сегодня на уроке н…кто не….».

Итоговое оценивание