Хазиева Наиля Нуруллиновна, учитель русского языка и литературы МБОУ школа-интернат основного общего образования г.Белебея муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Цели урока:
- закрепление сведений о написании гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий; обобщение и систематизация знаний о правописании гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных местоимений;
- развитие связной речи, быстроты реакции, слухового внимания, мышления;
- воспитывать трудолюбие, усердие, внимательное отношение к русскому языку.
ХОД УРОКА
I.Организационный момент (Слайд 1)
Учитель. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке. Желаю всем нам плодотворно поработать.
- II. Повторение ранее изученного
Буквенный диктант
1.В форме какого времени употребляется глагол радуюсь? (в форме настоящего времени)
2.Как называют слова одной и той же части речи с противоположным значением? (антоним)
3.Какой тип речи, кроме повествования и описания, вы знаете? (рассуждение)
- Какая гласная пишется в первом слоге слова земля?
5.Какая первая буква в слове чаща? (ч)
- Назовите первую гласную букву в слове присоединение? (и)
7.Определить число существительного человечество (единственное число).
Н А Р Е Ч И Е (Слайд 2)
— Что такое наречие?
Проверка домашнего задания (слайд 3)
Работа с карточками. Не- или ни-? Распределить местоимения и наречия в 2 столбика, отметить часть речи. В словах поставить пропущенные буквы, распределить на 2 группы с НЕ- и НИ- в приставках отрицательных местоимений и наречий. (н… где, н… (с) кем, н…(за)чем, н…какой).
Проверка по слайду.
Не с кем (мест.) Ни с кем (мест.)
Негде (нар.) Нигде (нар.)
Незачем (нар.), не за чем (мест.) Никакой (мест.)
Подведение итогов:
1) о написании букв е и и в приставках не- и ни- отрицательных местоимений и наречий;
2) о написании отрицательных местоимений либо одним, либо тремя словами.
3) вспоминаем алгоритм выбора букв е и и в приставках не- и ни— отрицательных наречий:
- Составляем словосочетание.
- Если наречие подходит по смыслу, то выбираем либо Е, либо И.
- Местоимение отвечает на вопросы самостоятельных частей речи.
- К наречиям задаем смысловой вопрос.
Работа с предложениями из прочитанных произведений (Слайд 4)
Задание. Правильно, четко прочитать отрицательные местоимения и наречия в отрывках из прочитанных произведений, ударения проговаривать, назвать автора и объяснить выбор гласной (устно).
А) В Диканьке н…кто не слышал, как черт украл месяц.
Б) Но Андрий не различал, кто перед ним был, свои или другие какие; н…чего не видел он.
В) Митраша все это слышал, но н…чуть не трусил.
Г) Червяков или гусениц я мог бы набрать много: но сажать было н…куда.
Целеполагание
Учитель. Итак, ребята, как вы думаете, есть еще над чем поработать? Сегодня на уроке отработаем навыки правописания букв Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий и местоимений .
(Запись даты и темы урока) (Слайд 5)
III. Работа по теме урока
1.Работа у доски и в тетради. Вместо точек вставьте нужное отрицательное наречие или отрицательное местоимение, в остальных словах – пропущенную букву.
(напоминаю алгоритм выбора Е и И)
Почт…ль…н …. не отказывал в помощи.
Секретарь кв…танцию … не спрашивала.
Шагу…ступить.
Штемп…ль на к…нверте … не изменился.
(На доске — слова для справок: н…когда, н…мало, н…куда, н…сколечко)
РР. Комментирование ответов. Комментирование правописания словарных слов
Физминутка
Учитель. Работа отняла много сил, поэтому сейчас проведем физкультминутку. Я буду читать текст, а вы – всё выполнять, но будьте внимательны. Вам необходимо будет назвать количество наречий в тексте.
Медленно встаньте, резко поднимите руки, плавно их опустите, высоко подпрыгните, низко присядьте, тихо сядьте за парту.
Учитель. Сколько наречий встретилось в тексте физминутки? (ответы детей – 6 наречий).
- Учитель. Отдохнули? Сейчас проведем самостоятельную работу по карточкам.
Не- или ни-? (По вариантам)
1 вариант выписывает слова с Е в приставках НЕ- и НИ- ;
2 вариант – с И в приставках НЕ- и НИ- .
2 ученика работают у доски.
Всем – обозначить изучаемую орфограмму, составить 1 предложение или словосочетание.
В одном варианте на 1 слово больше. Будьте внимательны!
Н…чего, н…кому, н…как, н…откуда.
Дополнение учителя. Комментирование правописания словарных слов (при необходимости) (слайд 6)
Проверка работ. Комментирование ответов
Вывод. В отрицательных наречиях под ударением пишется НЕ-, без ударения – НИ-.
Учитель. Эти правила необходимо помнить, потому что в школе вы больше не будете изучать правописание е и и в приставках не- и ни- отрицательных наречий. Я думаю, вы будете внимательны. Ведь в жизни часто приходится сталкиваться с такими примерами. Например, в художественных произведениях, в газетах и журналах.
Ребята, я решила проверить, как грамотно вы общаетесь по телефону, в социальных сетях. Никому не секрет, что в sms-сообщениях допускаются орфографические ошибки, значения некоторых слов искажаются.
3.Задание «Мы корректоры»
Учитель. Ребята, задание одно: в присланных sms-сообщениях необходимо исправить ошибки в выборе гласных е и и в приставках не- и ни- отрицательных местоимений и наречий. Затем отправить обратно SMS. Мне очень важно, насколько вы грамотно пишете.
Sms-сообщения:
1). Вечером нечего не делаешь?
2). Никуда не пойдешь?
3). Скучен день до вечера, если делать ничего.
(Дети проговаривают ошибки, исправленный вариант отправляют обратно).
Индивидуально:
За компьютером — исправить ошибки в сообщении, присланном в соц. сети «В контакте»:
1). Выходи погулять, всю работу некогда не переделаешь.
2). Вечером некуда не пойду.
3). Приходится вертеться, если никуда деться.
(Результат – на интерактивной доске).
- II. По карточке у доски— исправить ошибки в пословицах.
1). Ум – одежда, которая никогда не износится, знание – родник, который некогда не исчерпаешь.
2). Ничем нечего не сделаешь.
(Исправление ошибок, выводы).
Учитель. Итак, ребята, чем привлекло ваше внимание это задание? Чем для нас оно полезно? К чему приводят ошибки в речи, письме? (Это ведет к безответственности в поступках, делах).
Домашнее задание. (слайд 7)
1.Найти в рассказе «Бежин луг» словосочетания с отрицательными наречиями и местоимениями, объяснить выбор Е и И в приставках
НЕ- и НИ-.
- Индив.: подготовить материал для словарного диктанта по теме
« Гласные Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий»
- IV. Итоги урока
Блиц-опрос «Да – нет»
- В отрицательных наречиях под ударением в приставке ни- пишется и?
- А без ударения в приставках отрицательных наречий пишется и ?
- Отрицательные местоимения образуются от вопросительных местоимений с помощью приставок не- и ни-?
- Отрицательные наречия изменяются по падежам как отрицательные местоимения?
Рефлексия
Учитель. Скажите, как мы сегодня поработали?
А теперь продолжите фразу (слайд 8):
- «Сегодняшняя орфограмма мне может пригодиться при…».
- «Сегодня на уроке н…кто не….».
Итоговое оценивание
- Контрольная работа по теме «Звуки и буквы» 5 класс (50%)
- Экзамен по русскому языку в 11классе. Статья «Доктор +!» (из опыта работы с публицистикой при подготовке к экзамену») (50%)
- Технологическая карта урока в 5 классе (50%)
- Контрольная работа по теме: «Глагол». 5 класс. (50%)
- «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку» (элективный курс для обучающихся 10 и/или 11 классов) (50%)