Открытое занятие на тему: «Путешествие по реке Кубань»

Щукина Ольга Алексеевна, воспитатель, г.Кропоткин.

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно – образовательный.

Возрастная группа: подготовительная к школе группа.

Цель: развитие  любознательности, формирование первичных представлений  о малой родине и её природе.

 

Программное содержание

Образовательные задачи:

Формировать интерес к познавательной деятельности;

познакомить детей с рекой  Кубань – основным водоемом Краснодарского края, дать представления о её обитателях и растительном мире прибрежной зоны.

Развивающие:

Развивать любознательность, наблюдательность, внимание;
развивать интерес к художественному слову, красоте поэтических образов и сравнений.

Воспитательные:

Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к её природным запасам.

Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей, рассматривание открыток с видами города Краснодара. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, растений, животных, рыб, птиц и других видов флоры и фауны Краснодарского края. Экскурсии в природу. Чтение художественных произведений, разучивание песен и стихов о Краснодарском крае.

 

Словарная работа: Расширять словарный запас за счет знакомства с  местными природными объектами.

Материалы и оборудование: « Теплоход»,  мультимедиа проектор, презентации: «Кубанские просторы», «Четвертый лишний. Рыбы»; магнитофон, звукозапись голосов птиц; иллюстрации с изображением луговых растений, деревьев и карточек-листьев к этим деревьям.

 

Ход деятельности.

 

Воспитатель: «Дети, сегодня мы отправимся путешествовать по реке, которая самая большая в нашем крае».

-Как называется наш край? (Краснодарский или Кубань)

— А самая большая река Кубани тоже называется … (Кубань).

Река Кубань берёт своё начало в горах   Кавказа, на Эльбрусе  и  несёт свои воды  тысячи километров к Азовскому морю. Вначале она течёт по ущельям.

— Как по-другому про неё можно сказать? (несётся, брызжет, бежит, прыгает, перекатывается и др.)

— Как она течёт? ( Быстро, стремительно, шумно, игриво и др.)

— Почему? ( Из-за скал).

— Где течет река, спустившись с гор? (По равнине).

Река соединяет плодородное правобережье с холмами закубанья.

— Как здесь река несёт свои воды? ( Плавно, медленно, спокойно, тихо и др.)

— Как вы думаете, в какой части Кубани удобно путешествовать в горах или равнинной части? (В равнинной части, так как в горах теплоход не сможет плыть).

Мы с вами проплывем до конца реки.

— Где заканчивается течение Кубани? ( В Азовском море).

Чтобы попасть на теплоход, нужно отправиться на пристань, которая находится в нашем краевом центре …. (Краснодаре). Давайте вспомним, как выглядит Краснодар, чтобы  нам было легче ориентироваться.

( Это  большой город с высокими зданиями. Есть там театры, магазины, музеи, заводы, парки, больницы, выставочные залы, институты и др.)

Мы поедим по улице Красной на набережную и сядем на теплоход.

         Дети изображают транспорт, передвигаются в музыкальный зал и занимают места на «теплоходе».

Воспитатель: « Ребята, посмотрите  какой красивый вид кубанских просторов открылся нам». / Показ мультимедиа « Кубанские просторы»./

1 ребенок: Взмыло солнце над полями.

Свет клубится над рекой,

А вокруг, куда не глянешь –

Край  кубанский, мой родной.

2 ребёнок:  Могучие горы, степные просторы.

Приморского  берега грань.

Леса и поляны, сады и лиманы.

Всё  это – родная Кубань.

3 ребёнок: Могучие песни летят в поднебесье.

Открытая высь голубая.

И нету красивее края у России,

Чем наша – родная Кубань.

Воспитатель: «Вот уже остался позади наш Краснодар, что же мы можем увидеть на правой стороне Кубани?» ( Степи, распаханные под поля, где растут хлеба, овощи, подсолнух, кукуруза, сахарная свёкла. Там посажены лесополосы и сады.)

— Дети, смотрите, сколько рыбы плещется в водах Кубани.

Проводится игра « Четвертый лишний».  /Мультимедиа/

(Дети называют рыб и находят лишнюю, не обитающую в реке Кубань.)

Воспитатель: « Дети, если мы посмотрим на левобережье, то там мы увидим за кубанскую равнину. Она холмистая. Вблизи гор мы видим леса и рощи, где растут разные деревья и кустарники. Назовите их. ( Дуб, Липа, ива, клён, тополь, ясень, каштан, шиповник, боярышник, орешник, тёрн).

— А это бук, граб, кизил, бузина».

Дидактическая игра: « Узнай дерево по листу».

Воспитатель: Вот мы проплываем мимо заповедника, который находится на правом берегу Кубани и называется «Красный лес». Заповедник под охраной  лесников и егерей. В нем нельзя охотиться, портить растения. Давайте мы сойдем с теплохода и пройдемся очень осторожно и тихо по лесу, чтобы е вспугнуть животных, которые прячутся за деревьями и кустами.

— Каких животных вы видите? ( Волка, медведя, лису, зайца, шакала, белку, косулю, кабана, енотовидную собаку, барсука, тура, рысь, зубра, ежа, крота, хомяка, мышей полевых).

— А посмотрите, кто там водится возле воды? ( Бобры, выдры, ондатры, водяные крысы, змеи, черепахи).

Звучит фонограмма шума леса пения птиц.

Дидактическая игра: «Узнай птицу по голосу».

Воспитатель: «Давайте пройдёмся по лужайке, полюбуемся луговыми цветами».

Проводится дидактическая игра: « Назови растение» (по изображению).

(мать-и-мачеха, душица, спорыш, подорожник, ромашка, алтей, зверобой, крапива, одуванчик, клевер).

Воспитатель: «Сколько здесь насекомых, назовите их». ( Стрекоза, оса, пчела, муравей, кузнечик, бабочка, комар, муха, жук, шмель)

Музыкальная игра: «Цветы и шмели» (под фонограмму).

Воспитатель: « Сядем в теплоход, поплывем по реке к плавням. Плавни образуются от разлива реки в низменных  местах. А сейчас мы попали в лиманы. Лиманы  это мелкие водоемы соединяющие море и реку.

— Кого мы с вами здесь видим?» (Гуси, утки, трясогузки, цапли, выдры, ондатры).

Воспитатель: Вот уже и Азовское море. Заканчивается наше путешествие. Мы увидели, как богат наш край. Мы вернёмся домой, будем вспоминать красоту родных просторов, их обитателей и помнить, что животные и растения украшают нашу жизнь, приносят большую пользу, поэтому мы должны их беречь и охранять, не губить.