Щукина Ольга Алексеевна, воспитатель, г.Кропоткин.
Образовательная область: познавательное развитие.
Вид деятельности: непосредственно – образовательный.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Цель: развитие любознательности, формирование первичных представлений о малой родине и её природе.
Программное содержание
Образовательные задачи:
Формировать интерес к познавательной деятельности;
познакомить детей с рекой Кубань – основным водоемом Краснодарского края, дать представления о её обитателях и растительном мире прибрежной зоны.
Развивающие:
Развивать любознательность, наблюдательность, внимание;
развивать интерес к художественному слову, красоте поэтических образов и сравнений.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к малой родине, бережное отношение к её природным запасам.
Предварительная работа: Экскурсия в краеведческий музей, рассматривание открыток с видами города Краснодара. Рассматривание иллюстраций с изображением деревьев, кустарников, растений, животных, рыб, птиц и других видов флоры и фауны Краснодарского края. Экскурсии в природу. Чтение художественных произведений, разучивание песен и стихов о Краснодарском крае.
Словарная работа: Расширять словарный запас за счет знакомства с местными природными объектами.
Материалы и оборудование: « Теплоход», мультимедиа проектор, презентации: «Кубанские просторы», «Четвертый лишний. Рыбы»; магнитофон, звукозапись голосов птиц; иллюстрации с изображением луговых растений, деревьев и карточек-листьев к этим деревьям.
Ход деятельности.
Воспитатель: «Дети, сегодня мы отправимся путешествовать по реке, которая самая большая в нашем крае».
-Как называется наш край? (Краснодарский или Кубань)
— А самая большая река Кубани тоже называется … (Кубань).
Река Кубань берёт своё начало в горах Кавказа, на Эльбрусе и несёт свои воды тысячи километров к Азовскому морю. Вначале она течёт по ущельям.
— Как по-другому про неё можно сказать? (несётся, брызжет, бежит, прыгает, перекатывается и др.)
— Как она течёт? ( Быстро, стремительно, шумно, игриво и др.)
— Почему? ( Из-за скал).
— Где течет река, спустившись с гор? (По равнине).
Река соединяет плодородное правобережье с холмами закубанья.
— Как здесь река несёт свои воды? ( Плавно, медленно, спокойно, тихо и др.)
— Как вы думаете, в какой части Кубани удобно путешествовать в горах или равнинной части? (В равнинной части, так как в горах теплоход не сможет плыть).
Мы с вами проплывем до конца реки.
— Где заканчивается течение Кубани? ( В Азовском море).
Чтобы попасть на теплоход, нужно отправиться на пристань, которая находится в нашем краевом центре …. (Краснодаре). Давайте вспомним, как выглядит Краснодар, чтобы нам было легче ориентироваться.
( Это большой город с высокими зданиями. Есть там театры, магазины, музеи, заводы, парки, больницы, выставочные залы, институты и др.)
Мы поедим по улице Красной на набережную и сядем на теплоход.
Дети изображают транспорт, передвигаются в музыкальный зал и занимают места на «теплоходе».
Воспитатель: « Ребята, посмотрите какой красивый вид кубанских просторов открылся нам». / Показ мультимедиа « Кубанские просторы»./
1 ребенок: Взмыло солнце над полями.
Свет клубится над рекой,
А вокруг, куда не глянешь –
Край кубанский, мой родной.
2 ребёнок: Могучие горы, степные просторы.
Приморского берега грань.
Леса и поляны, сады и лиманы.
Всё это – родная Кубань.
3 ребёнок: Могучие песни летят в поднебесье.
Открытая высь голубая.
И нету красивее края у России,
Чем наша – родная Кубань.
Воспитатель: «Вот уже остался позади наш Краснодар, что же мы можем увидеть на правой стороне Кубани?» ( Степи, распаханные под поля, где растут хлеба, овощи, подсолнух, кукуруза, сахарная свёкла. Там посажены лесополосы и сады.)
— Дети, смотрите, сколько рыбы плещется в водах Кубани.
Проводится игра « Четвертый лишний». /Мультимедиа/
(Дети называют рыб и находят лишнюю, не обитающую в реке Кубань.)
Воспитатель: « Дети, если мы посмотрим на левобережье, то там мы увидим за кубанскую равнину. Она холмистая. Вблизи гор мы видим леса и рощи, где растут разные деревья и кустарники. Назовите их. ( Дуб, Липа, ива, клён, тополь, ясень, каштан, шиповник, боярышник, орешник, тёрн).
— А это бук, граб, кизил, бузина».
Дидактическая игра: « Узнай дерево по листу».
Воспитатель: Вот мы проплываем мимо заповедника, который находится на правом берегу Кубани и называется «Красный лес». Заповедник под охраной лесников и егерей. В нем нельзя охотиться, портить растения. Давайте мы сойдем с теплохода и пройдемся очень осторожно и тихо по лесу, чтобы е вспугнуть животных, которые прячутся за деревьями и кустами.
— Каких животных вы видите? ( Волка, медведя, лису, зайца, шакала, белку, косулю, кабана, енотовидную собаку, барсука, тура, рысь, зубра, ежа, крота, хомяка, мышей полевых).
— А посмотрите, кто там водится возле воды? ( Бобры, выдры, ондатры, водяные крысы, змеи, черепахи).
Звучит фонограмма шума леса пения птиц.
Дидактическая игра: «Узнай птицу по голосу».
Воспитатель: «Давайте пройдёмся по лужайке, полюбуемся луговыми цветами».
Проводится дидактическая игра: « Назови растение» (по изображению).
(мать-и-мачеха, душица, спорыш, подорожник, ромашка, алтей, зверобой, крапива, одуванчик, клевер).
Воспитатель: «Сколько здесь насекомых, назовите их». ( Стрекоза, оса, пчела, муравей, кузнечик, бабочка, комар, муха, жук, шмель)
Музыкальная игра: «Цветы и шмели» (под фонограмму).
Воспитатель: « Сядем в теплоход, поплывем по реке к плавням. Плавни образуются от разлива реки в низменных местах. А сейчас мы попали в лиманы. Лиманы это мелкие водоемы соединяющие море и реку.
— Кого мы с вами здесь видим?» (Гуси, утки, трясогузки, цапли, выдры, ондатры).
Воспитатель: Вот уже и Азовское море. Заканчивается наше путешествие. Мы увидели, как богат наш край. Мы вернёмся домой, будем вспоминать красоту родных просторов, их обитателей и помнить, что животные и растения украшают нашу жизнь, приносят большую пользу, поэтому мы должны их беречь и охранять, не губить.
- Сценарий осеннего праздника для детей младшего возраста «ДОБРЫЕ ДЕЛА МУХОМОРКИ» (50%)
- Интеллектуальный марафон «Умники и умницы», посвященный году Российского Кино (50%)
- Сценарий развлечения в младшей группе «Сказка о семье» (50%)
- «Путешествие в Лукоморье» (50%)
- Сценарий праздничного мероприятия «Букет для наших мам» (50%)
- Конспект занятия по ОБЖ в средней группе «Опасные предметы» (RANDOM - 50%)