Социальная роль искусства и преподаватель специального класса как полномочный его представитель

Тезисы Архиповой С.Е., педагога по классу фортепиано

МОУ ДО «ДМШ им Новикова А.Г.»

 

«Искусство принадлежит народу» — эта фраза незабвенного Ленина известна всем и вызывает у многих только усмешку. Но мало кто помнит, что у этой фразы есть продолжение. «Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понято этими массами и любимо ими. Оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, поднимать их. Оно должно пробуждать в них (в массах) художников и развивать их». Согласитесь, что такая формулировка соответствует больше нашим нуждам и потребностям современной жизни. Поэтому мне хочется более подробно разобрать это и уточнить место и роль педагога по классу фортепиано в социализации искусства.

Слово «искусство» очень многозначно. Это и художественная деятельность и то, что является ее результатом – произведение. Но и также умение, мастерство, ремесло. Искусство как плод художественной деятельности запечатлевает общий характер культуры в котором оно создается, отражает время, в котором оно рождено, предвосхищает пути ее (культуры)развития, обогащает ее новыми ценностями и идеалами.

Роль искусства в жизни любого общества во все времена и для всех народов была весьма высока. Ведь искусство формирует духовный мир людей, их чувства, мысли, их мировоззрение. Оно (искусство) еще и воспитывает человека, расширяет его кругозор, обладает огромной силой воздействия на личность. Но и наоборот – может вести к деградации этой личности. Все зависит от того, какие руки и головы его созидали, — добрые или злые, в каком мышлении оно рождалось, — позитивном или негативном.

Наше современное общество, к сожалению, характеризуется потерей стандартов добра, истины и прекрасного. Множество ценностей и идеалов прошлого оказались забытыми или утрачены. Искусство, в своем массовом проявлении, стало нести чисто прикладное значение, превращаясь в ремесло низкого качества, а ведь искусство входит в качестве органической, неотъемлемой части в культуру общества.

И вот тут, возвращаясь к Ленину, как раз и будет применима фраза «…оно (искусство) должно быть понято массами и любимо ими…». Мы, педагоги, воспитатели, должны уметь так объяснять своим подопечным все явления современного искусства и «искусства», чтобы дети сами видели разницу между ними. «Искусство (красота!) – оно ничтожно, бесхарактерно, бессмысленно. С одинаковым рвением оно прославляет и воспевает все человеческие нелепости; оно в высшей степени способно одурачивать людей для поддержания их первобытном невежестве и предрассудках». Эти слова принадлежат великому русскому живописцу И.Е. Репину, и они, несомненно, точно характеризуют современное «искусство».

Мы, педагоги, общаемся с детьми в классе. А музыка, понимать которую и исполнять мы учим, является особым, отличным от других видом искусства. Выразительные средства музыки (то, что мы называем ее языком) не обладает той непосредственностью и наглядностью, которые присущи художественному слову, картине или драматическому произведению. Ведь когда мы читаем книгу, смотрим спектакль или кинофильм, любуемся скульптурой или картиной, перед нами встают, проходят какие-то определенные события, люди, пейзажи, реальные предметы. В отличие от этого понимание музыки многозначно. Каждый слушатель воспринимает ее содержание по-своему и по-разному (недаром же существует такое выражение: «Тысяча человек – тысяча «Лунных сонат…»). Мы просто обязаны научить ребенка не только правильно ставить пальчики на клавиатуру и исполнять различные произведения, но и уметь думать. Преподаватель специального класса является основным руководителем учащегося и воспитателем, перед которым стоит ответственная задача его музыкального развития и эстетического воспитания. Научить ребенка самостоятельному анализу, самостоятельному выбору, уметь отделять «зерна от плевел». А для этого сами педагоги должны обладать многими качествами, которые помогут ему в этом. Главным, конечно, является любовь к детям и любовь к своей педагогической деятельности, и, естественно, наличие специальных знаний в области музыкальной педагогики, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения игре детей на музыкальном инструменте.

В современных условиях, видя вокруг себя имеющую место безнравственность, впитывая витающую в воздухе мещанскую мораль, некоторые дети научились презирать простые нормы общечеловеческой нравственности, овладели искусством общественного лицемерия и обмана. В этой экстремальной ситуации музыкальное искусство, которое дается на уроках должно быть не только высшего качества, но еще и учить ребенка красоте, любви и порядочности. Ведь, как мы знаем, любое самое шумное и архиноваторское искусство исчезает бесследно за малейшим поворотом истории, а Бах, Моцарт, Бетховен — вообще не поддаются времени. Мы не должны допустить, чтобы у наших детей были полностью уничтожена духовность, дискредитирована добродетель, которые оборачивают и выставляют пороками.

«Прекрасное пробуждает доброе» — это сказал Д.Б. Кабалевский, который отдал много времени и сил для воспитания именно музыкальным искусством молодое поколение. Как мы знаем, музыкальный материал, что подбирал Дмитрий Борисович был всегда доступен, высоко-эстетичен и прекрасен.

Поэтому мы в своих учениках должны «…пробуждать художников, развивать их» (перефразируя Ленина). Духовное освоение музыкального произведения должно стать сознательной потребностью ребенка. Ведь так он социализируется, познает мир, его прошлое, настоящее и будущее, научается постигать эмоционально-интеллектуальный мир другого. Потребность в искусстве никогда не должно покидать человека.

 

 

Список литературы

 

  1. Лихачев Д.С. Заметки об истоках искусства, СПбГУП, 2006
  2. Кулаковский Л.В. Музыка как искусство, М., «Советский композитор» 1990
  3. Искусство и дети, М., «Искусство» 1981
  4. Эстетическое воспитание учащихся, М., «Высшая школа» 2011