Статья на тему: «Исследование психологического климата в психологии»

Сафонова Татьяна Анатольевна, педагог-психолог, МДОУ «Детский сад «Буратино» г. Надыма».

В работах психологов, педагогов, философов слово «климат» само по себе употребляется редко. Как правило, оно следует за каким-либо прилагательным. Наиболее часто используется понятие «социально-психологический климат». Наряду с этим термином употребляются такие словосочетания, как «психологический климат», «морально-психологический климат», «эмоциональный климат», «социально-психологическая атмосфера», «социальный климат», «психологическая атмосфера» и другие.
В подходах к соотношению этих понятий и понятия «социально-психологический климат» можно выделить две течки зрения. Представители первой отождествляют социально-психологический климат с психологическим, морально-психологическим и другими, вкладывая в них идентичный смысл (Березин Б.А., Волков И.П. Голышев Л.М., Зацепин В.И., Киселев И.Е., Кузьмин Е.С., Парыгин Б.Д., Санжар Г.И., Свенцицкий А.Л., Семенов В.Е. и др.) Так в словаре социально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е.С. и Семенова В.Е. дается следующее определение: «Климат социально-психологический (психологический климат, морально-психологический и др.) ― психологический настрой в группе или коллективе Ершов A.A., Березин Б.А. Голышев A.M. отождествляют психологический климат, психологическую атмосферу и социальный климат. Парыгин Б.Д. считает психологический климат и социально-психологический климат одним и тем же.

Представители второй точки зрения разделяют понятия «социально-психологический климат», «психологический климат» и др. (Бойко В.В., Ефремов О.Ю., Зотова О.И., Кикоть В.Я., Ковалев А.Г., Лебедев Б.Н., Литвиненко СВ. Лутошкин А.Н., Мансуров Н.С., Моченов Г.А., Ночевник М.Н., Панферов В.Н., Платонов К.К., Слепов В.Я., Скопылатов И.А., Шварц И.Е., Шорохова Е.В.). Однако и в разведении данных понятий нет единства взглядов. Так Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. считают, что для определения психического состояния членов коллектива более подходит понятие «психологический климат». Для определения отношений членов коллектива друг с другом, как психологических условий жизнедеятельности, видимо, больше подходит понятие «социально-психологический климат». «Социально-психологический климат» оказывается шире, чем понятие «психологический климат». Платонов К.К. же считает, что «психологический климат шире социально-психологического». Подобное же мнение мы встречаем в методических рекомендациях: «Социально-психологический климат уже понятия «психологический климат». Если психологический климат формируется под воздействием всех факторов, то социально-психологический климат как качество трудового коллектива». Шорохова Е.В. и Зотова О.И. предлагают «более четко разграничить зоны климата первичного коллектива». Они предполагают, что «моральный, психологический, эмоциональный климаты, возможно, могут существовать в качестве самостоятельных зон совокупного трудового коллектива». Шепель В.М. в свою очередь, считает, что климат складывается из трех климатических зон: социальный климат, моральный, психологический. «Причем, зона действия психологического климата значительно локальнее морального, а тем более социального».
Что касается соотношения понятий «климат» и «атмосфера», то здесь большинство исследователей считает, что социально-психологическая атмосфера отличается от климата прежде всего большей неустойчивостью и не всегда отчетливой осознаваемостью (Платонов К.К., Муранов Б.Д., Санжар Г.И., Судков И.М. Чернобровкин И.П., Щебетенко А.И.). Следует заметить, что немецкие исследователи также разводят понятия «климат» и «атмосфера», рассматривая климат как явление более широкое, чем атмосфера. Однако в определении этих понятий немецкие ученые не пришли к единому мнению. В педагогическом словаре «атмосфера» определяется как «…стиль и тон внутренних и внешних отношений коллектива преподавателей вуза, в частности, отношений преподавателям между собой, педагогов к обучаемым». Кессель различает «социальный климат» и «социальную атмосферу». Хубер вводит понятие действенно-воспитательной атмосферы, которая характеризуется тем, что личность имеет социальное место и возможность «удовлетворять определенные потребности», когда «создаются условия, которые открывают перспективы для развития личности».

Однако некоторая часть авторов (Березин Б.А., Голышев A.M., Ершов A.A.) склонна к слиянию этих понятий, что, на наш взгляд, не вполне обосновано. Как нам кажется, в отличие от климата, атмосфера ― явление подвижное, отличающееся довольно частой изменчивостью.
Итак, мы видим, что подходы к соотношению понятий далеко неоднозначны, а подчас и противоречивы. По-видимому, из неоднозначности подходов к соотношению понятий вытекает то, что единого и общепризнанного определения климата нет, ни в российской, ни в зарубежной литературе.
В российской литературе «социально-психологический климат» (возьмем это понятие как наиболее используемое) определяется часто либо как «…субъективное отражение в групповом сознании» социального окружения (Русалинова A.A.), либо как «…реальное состояние системы групповых межличностных отношений» (Андреева И.Н., Марданов A.M., Платонов К.К.). Так Русалинова A.A. дает следующее определение: «Социально-психологический климат представляет собой… субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов производственной и социальной обстановки, которая…, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание определенных объективных и субъективных факторов… становится объективной характеристикой производственной группы и начинает оказывать, в свою очередь, обратное влияние на групповую деятельность и отдельную личность». Платонов К. К. же, например, считает, что «…социально-психологический климат, как свойство группы людей, определяется межличностными в ней отношениями». «В одном случае речь идет о месте социально-психологического климата в системе «коллектив ― личность» или «первичный коллектив ― вторичный коллектив». В другом случае имеется в виду роль социально-психологического климата в коллективе, как системе определениях психологических характеристик .

Чаще же всего социально-психологический климат определяется как психологический настрой (Кузьмин Е.С.), настроение (Ершов A.A., Парыгин Б.Д., Санжар Г.И.), эмоционально-психологический настрой (Моченов Г.А., Ночевник М.Н.). Этой точки зрения в большинстве своем придерживаются авторы, отождествляющие социально-психологический климат с другими понятиями.

Климат не статичен, он видоизменяется во времени ― впечатления от приятия коллег или сдержанной уверенности в том, что здесь хорошо, достаточно быстро сменяются разочарованиями, пересмотром первых впечатлений. Строительство психологического климата ― это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Достаточно появиться в коллективе одному или нескольким агрессивно настроенным учителям и вся созидательная работа коллектива на протяжении многих лет может пойти насмарку.

Атмосфера в педагогическом коллективе капризна и переменчива. В отличие от атмосферы, климат коллектива представляет собою нечто более устойчивое, о нём можно говорить как о характеристике коллектива.

Психологический климат обычно определяется как психологический настрой в коллективе или как устойчивый эмоциональный настрой ― в нём соединяются настроения членов коллектива, их переживания, волнения, отношения друг к другу и окружающим событиям. Мы склонны определять понятия климата через понятия отношения, ибо именно феномен отношения обуславливает то, что принято называть климатом: тот сгусток отношений, в котором находится каждый член коллектива, определяет его состояние и самочувствие, а значит, влияет на меру проявления своего индивидуального «Я», а в итоге, на общее личностное развитие каждого члена коллектива.

Если вспомнить о том, что понятие «климат» (греческое «наклон») позаимствовано из географии и метеорологии и означает «наклон земной поверхности к солнечным лучам», то можно привести следующую аналогию: как климат на том или ином участке земли определяется углом наклона земной поверхности к солнечным лучам, так и психологический климат в коллективе зависит от сложившейся в нём системы отношений и стиля руководства.

Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, заботы о каждом, доверия и требовательности. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Если в коллективе каждый защищён, чувствует причастность ко всему происходящему и активно вступает в общение. Руководитель в таком случае не является источником угрозы, отношение к нему устанавливается как к члену коллектива, за ним признаётся право принятия значимых для коллектива решений. Руководитель в данном случае придерживается демократического стиля руководства.

Каждый член коллектива с благоприятным климатом уверен в себе, поскольку чувствует себя принятым, знает свои достоинства, свободен в выражении собственного мнения. Преобладающее настроение можно определить музыкальным термином «мажор».

У администрации, заинтересованной в создании благоприятного психологического климата, неизбежно возникает целый ряд вопросов: «Как установить в педагогическом коллективе такие отношения?», «Поддаётся ли психологический климат коррекции?» и другие.

Каждый практик, имеющий дело с группами людей, знает, что удачная шутка может изменить настроение всех присутствующих; появившиеся в комнате цветы, зазвучавшая музыка, чаще всего внесут изменения в  общий настрой, даже новая мебель, завезённая в школу, может повлиять на состояние людей. Что в данном случае претерпевает изменения?

Климат? Но ведь он есть совокупность устойчивых отношений, сложившихся в группе, которые изменить в течении нескольких часов или даже минут едва возможно.

Чтобы ответить на этот вопрос, следует развести понятия «климат» и «атмосфера» ― что и предложили в своё время К.К. Платонов, В.Д. Парыгин, А.Н. Лутошкин и другие исследователи, обратившие внимание на принципы стойкости ― подвижности обозначенных данными понятиями явлений. И тогда, с этой точки зрения, формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении атмосферы, целесообразной для взаимоотношений в педагогическом коллективе. Создавая благоприятную психологическую атмосферу, воспроизводя её снова и снова, руководитель обеспечивает все предпосылки для того, чтобы сиюминутная система отношений в педагогическом коллективе приобрела характер постоянства.

Итак, психологический климат ― межличностные отношения, типичные для трудового или учебного коллектива, которые определяют его основное настроение.