Эльцер Елена Васильевна, психолог, МКУ СРЦН «Уютный дом».
«Играем с песком»
Цель: активизация действий с сухим и влажным песком, снижение психофизического напряжения ,развитие тонкой моторики рук, воспитание эмоциональной отзывчивости.
Материал: Песочница ( деревянный ящик с сухим песком», лейка с водой, кукла в одежде феи.
Ход занятия
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю поведать Феи Песка о наших добрых делах(для младших детей). Но давайте договоримся, что Оля расскажет о том, какие добрые дела совершил Дима, Дима расскажет о Сереже, Сережа — о Кате(вариант для более старших) Так мы докажем Феи Песка, что мы — настоящие волшебники. Ведь волшебники постоянно совершают добрые дела.
Ритуал
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Фея Песка, приди!
Открывается песочница, появляется Фея Песка
Фея приглашает отправиться в путешествие по Песочной стране.
Все вместе вспоминают правила работы в песочнице.(см занятие 1)
Фея Песка. В моей стране может идти необычный песочный дождик и дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит.
Упражнение «Дождик из песка»
Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.
Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь ведущего, на свою ладонь.
Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.
Упражнение «Песочный ветер» (дыхательное)
Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом.
Детям можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим друзьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок», можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля.
Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией. Ребенок вдыхает запах специально подобранной для него ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его в песочницу.
Упражнение «Следы зверей»
Цель: развитие тактильной чувствительности , воображения.
Прежде чем приступить к игре Песочная Фея нам подсказывает, что песок должен быть влажным. А как это сделать?
Правильно, его нужно полить. Теперь приступайте!
Дети увлажняют песок, поливая из лейки.
Затем приступают к отпечатыванию следов на влажном песке.
«Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
«Кроказябла» — дети оставляют на песке самые разнообразные следы, придумывают название для фантастического животного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).
— Молодцы, а сейчас разровняем песок и по очереди нарисуем на песке каждый свое настроение.
По окончании работы ведущий предлагает детям вымыть руки и сесть на стулья
Рефлексия занятия:
Ведущий: Дети, сегодня мы с вами вновь побывали в волшебной стране, встретились с Феей Песка. Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. У меня сейчас очень хорошее настроение: я много узнала нового. А что нового узнали вы? (Ответы детей)
^ Ритуал
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты всем нам подрасти помог!
После произнесения этих слов ребята прощаются с Феей Песка.
« В гостях у Феи Песка»
Цель: совершенствование навыков работы с песком, развитие фантазии, наглядно-образного мышления, тактильно-кинестетической чувствительности, актуализация эмоций.
Материал: Песочница( в ней песок сухой или влажный), кукла – Фея Песка, кисточки, лейка, магнитофон.
Ход занятия
Ведущий: Ребята, а вы любите сказки? Я тоже очень люблю! Особенно те, в которых есть добрые волшебники и феи. Сегодня я вам хочу рассказать одну сказку. Где-то далеко-далеко за морем-океаном, в тридевятом царстве, в тридесятом государстве живет себе, поживает Песочная фея. И эта фея – не простая, она добрая волшебница, которая любит детей и очень хочет с вами познакомиться.
Ведущий: А вы хотите попасть в сказку и познакомиться с ней?…
Дети. Да!
Ведущий: Но чтобы попасть в сказку, нужно очень сильно, всей душой, всем сердцем верить в чудеса и всем вместе произнести волшебные слова. Может быть, кто то из вас знает волшебные слова из сказок?…
^ Ритуал
В ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Песочная Фея, приди!
Ведущий: Вот мы и очутились в сказочной стране. Ведущий берет куклу – Фею Песка и говорит: Ребята, посмотрите фея очень грустная… Давайте я спрошу у феи, что случилось? Ведущий делает вид, будто фея говорит ему что-то на ухо, при этом меняет свое выражение лица: удивленное, озадаченное…
Ведущий: Фея рассказала мне, что во Вселенной была песочная страна с зелеными лесами, красивыми цветами, голубыми озерами и солнечными городами. Жители этой страны были очень счастливы, потому-то им никто ничего не запрещал. Они могли, есть конфеты, кататься на каруселях, бегать по лужам, разговаривать с необычными животными, птицами и цветами, дружить с гномами, петь и танцевать. Но однажды злой волшебник уничтожил все в песочной стране. И стала песочная страна темной и безжизненной.
Ведущий: Добрые мои друзья, готовы ли вы помочь фее вернуть красоту в ее страну?…
Дети. (Ответы)
Ведущий: Спасибо, что вы согласились помочь фее. Нам в пути помогут: верность, доброта, смелость и дружба
Ведущий: А вот и песочная страна, где живут друзья песочной феи. Посмотрите. Как здесь пусто и тоскливо. Один песок. Но этот песок не простой. Он волшебный. Он может чувствовать прикосновения. Слышать. Говорить
Игра-упражнение «Песочные прятки»
Ведущий: Злой волшебник заточил всех песочных жителей в темницу. Там им темно, холодно, одиноко. Мы должны помочь выйти им оттуда. Но наших маленьких друзей охраняют слуги волшебника. Чтобы они нас не увидели, нам нужно спрятаться и сказать заклинание. Давайте с вами возьмем, друг друга за руки, закроем глаза и произнесем заклинание
Фея Песка нам помоги,
В темницу друзей заточили враги,
Взмахнем нашей кисточкой
Раз, два и три,
И наших друзей мы спасем из беды
Педагог предлагает детям взять кисточки и аккуратно раскопать песочек во всех уголочках Песочной страны и вызволить друзей из темницы. Дети с помощью кисточек откапывают спрятанные в песке игрушки
^ Ведущий: Я горжусь вами! Вы так старались! Посмотрите, как светятся у них глазки, они улыбаются вам! И вы улыбнитесь им в ответ
Ведущий: Ребята, мы спасли жителей Песочной страны, но посмотрите вокруг все разрушено. Нам с вами предстоит все создавать сначала. Посмотрите на песок, он какой?
^ Дети: Сухой
Ведущий: А из такого песка можно что – нибудь построить?
Дети: НЕТ!!!
Ведущий: Но нам нужно оживить песок. А что нужно всему живому (растениям, птицам, животным, людям) для жизни?
^ Дети: Вода!
Ведущий: Конечно, вода. Но нам нужны будут помощники, так как мы одни не справимся. Давайте позовем дождик, который поможет нам все оживить, ведь у дождика все капли – волшебные
Упражнение «Победитель злости».
Звучит музыка
Ведущий: Давайте вылепим из песка плотный шар. А теперь на этом шаре нарисуем злого волшебника. А какой он, волшебник?
Дети: (злой, не любит детей, не хороший)
^ Дети по примеру взрослого делают из мокрого песка шар, на котором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот
Ведущий: Это «шар-злюка». Теперь разрушьте песочный шар и прогоните злого волшебника, не забывая про волшебные слова: «Прогоняем злость, приглашаем радость». Дети кулачками, ладонями, пальцами разрушают песочный шар
Ведущий: Теперь медленно выравните поверхность песка руками. Давайте положим ладошки на песок. Вы чувствуете, что больше нет злого волшебника? Я вас поздравляю, мы справились с заданием. Мы победили злость!
Игра-упражнение «Место, где мне хорошо»
Цель: развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природе, о рукотворном мире человека.
Ведущий показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ — город, деревня, лес, река, озеро, остров, а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (тема построений может соответствовать теме занятий в группе).
«Волшебный лес»
Цель: развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности.
Фея Песка Сегодня вы превращаетесь в маленьких волшебников, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Фея Песка превратит песочницу в лес, она произнесет волшебные слова: «Елки, березки, боровики». Вы должны закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай.(Дети закрывают глаза, ведущий бесшумно засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Откройте глазки и посмотрите — как красиво, интересно это у нее получилось! У феи есть замечательные помощники — пальцы (ведущий сжимает-разжимает пальцы, «ходит» ими по песку, выкапывает ямки, дети делают то же). Попросите свои пальчики помочь вам в волшебстве. А теперь вы произнеси те же волшебные слова, что и фея, и сделайте другой лес. Какие животные живут в лесу? Пригласите их в свой лес.
Если дети неправильно воспроизвели «волшебные слова», часть игрушек ведущий прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» ведущий может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (не более трех-четырех новых слов).
Упражнение «Узоры на песке»
Педагог: Посмотрите, в нашей Песочной стране нет радости и жизни. Нам надо вернуть красоту этому маленькому миру. Вы любите рисовать?..
^ Дети: ответы
Ведущий: Я надеюсь, что вы хорошо рисуете. Я вам предлагаю рисовать необычным способом: на песке пальцами, руками. Давайте нарисуем красивые узоры на песке, а потом их украсим волшебными бусинами. Посмотрите, какие узоры на песке можно нарисовать. Педагог рисует узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Придумайте свой узор, рисунок
^ Ведущий: Замечательно! Посмотрите на узоры своих друзей, вам понравились они?
Дети: ответы
Ведущий: Теперь нужно, чтобы страна стала такой же радостной и счастливой, какой и была раньше (звучит фонограмма песни Н.Королевой «Маленькая страна»). Посмотрите, что расколдовали еще. Педагог протягивает детям коробочки с растениями (деревьями, цветами); различными зданиями, постройками; животными
Дети расставляют предметы на песке
Ведущий: Песочная страна ожила! Спасибо, мои маленькие волшебники! А нам пора возвращаться
Рефлексия занятия:
Ведущий: Дети, сегодня мы с вами познакомились с волшебной страной, спасли жителей Песочной страны, оживили саму страну! Узнали, какой бывает песок. Чем отличается сухой песок от влажного. Сами приготовили влажный песок. Мы с вами сегодня совершили много хороших поступков. У меня радостное настроение, я рада помочь жителям Песочной страны. А какое у вас настроение и что нового узнали вы? (Ответы детей)
^ Ритуал «выхода»
В ладошки наши посмотри —
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок,
Ты нам смелее стать помог!
- Консультация для родителей «Приучаем ребёнка играть самостоятельно» (50%)
- Выступление педагога-психолога на первом родительском собрании по теме: "Адаптация учащихся первых классов к школе" (50%)
- Статья на тему: «Исследование психологического климата в психологии» (50%)
- Конспект консультации для родителей школьников по теме: «Как преодолеть школьный конфликт?» (50%)
- Тренинг для педагогов по теме: "Профилактика синдрома профессионального выгорания" (50%)
- Коррекционное занятие по теме: «Примитивный стиль общения» (RANDOM - 50%)