Современные методы вовлечения учащихся в процесс обучения информатики

Кривощекова Вера Анатольевна, учитель информатики. с. Петелино МАОУ Петелинская СОШ

  1. Интегративный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов, направленный на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющий добиться целостного, синтезированного восприятия учащимися исследуемого вопроса, гармонично сочетающий в себе методы различных наук, имеющий практическую направленность.
  2. Метод проектов – это форма организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащегося, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания новых продуктов, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих практическую значимость. Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков работы в группе и эффективного создания реального объекта, творческого продукта.
  3. Групповые обсуждения – групповые дискуссии по конкретному вопросу в относительно небольших группах учащихся (от 6 до 15 человек). Используется на занятиях с дидактической целью развития навыков активного слушания и использования опыта учащихся при предъявлении нового материала.
  4. Мозговой штурм – специализированный метод групповой работы, направленный на генерацию новых идей, стимулирующий творческое мышление каждого участника. Используется на занятиях с дидактической целью эффективного предъявления большого по объему теоретического материала и обобщения ранее изученного материала.
  5. Деловые игры – метод организации активной работы учащихся, направленный на выработку определенных рецептов эффективной учебной и профессиональной деятельности. Используется на занятиях с дидактической целью моделирования учебной или профессиональной деятельности учащихся, повышения учебной мотивации.
  • Баскет-метод – это метод обучения на основе имитации ситуаций.
  1. Тренинги – метод обучения,  при котором в ходе проживания или моделирования специально заданных ситуаций обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить свое отношение к собственному опыту и применяемым в работе подходам. Используется на занятиях с дидактической целью отработки изучаемого материала.
  2. Анализ практических ситуаций (case-study) – это метод обучения навыкам принятия решений; его целью является научить учащихся анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценивать их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий.

Приложение

  1. Метод проектов Проект – работа, направленная на

решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Этапы работы над проектом

Поисковый

  1. Определение тематического поля и темы проекта.
  2. Поиск и анализ проблемы.
  3. Постановка цели проекта.

Аналитический

  1. Сбор и изучение информации.
  2. Анализ информации.
  3. Поиск оптимального достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.

4.1 Исследование альтернативных вариантов конструкции с учетом требований функционирования и дизайна.

4.2 Исследование альтернативных вариантов технологии изготовления.

4.3 Исследование альтернативного использования материалов.

  • Составление конструкторской и технологической документации.
  • Составление плана реализации проекта:          пошаговое планирование работ
  • Анализ ресурсов.

Практический

  1. Выполнение запланированных технологических операций.
  2. Текущий контроль качества.
  3. Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

Презентационный

  1. Подготовка презентационных материалов.
  2. Презентация проекта.
  3. Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

Контрольный

  1. Анализ выполнения проекта.
  2. Оценка качества проекта.
  3. Групповые обсуждения Урок-дискуссия на тему: «Выбор антивирусной программы»
  • Цель урока: определить в ходе дискуссии (обсуждение мнений нескольких групп учеников) какие из современных  антивирусных программных средств являются наиболее эффективными и востребованными пользователями.

Рынок антивирусных  программ очень разнообразен

1 этап: постановка проблемы
(10 минут) Учитель объясняет проблему защиты информации. Останавливается на одном из средств защиты – антивирусном ПО.  Даются определения следующих терминов: компьютерный вирус , антивирусная программа, дискуссия. На современном рынке ПО существует множество антивирусных средств.

Какую антивирусную программу выбрать?

2 этап: выдача задания
(5 минут) Учитель делит всех учеников на группы по 4-6 человек. В каждой группе назначается ответственный, который выбирает карточку с названием антивирусной программы.

— Учитель раздает каждой группе рабочий листок, на котором находится таблица с различными параметрами, характеризующими работу антивирусных программ.

3 этап: заполнение рабочего листка  (20-30 минут)

  • Ученики с помощью поисковых серверов Интернет ищут необходимую информацию и заносят ее в таблицу рабочего листка.
  • Для сокращения времени поиска нужной информации каждая группа делится на подгруппы по 2-3 человека( в зависимости от количества компьютеров).
  • Найденная информация заносится в таблицу.

4 этап: заполнение сводной таблицы    (20 минут)

  • Сводная таблица формируется и выводится на экран интерактивной доски.
  • Ответственные от каждой группы объясняют и защищают данные своей таблицы с целью «показать, что его антивирусная программа на современном этапе самая эффективная по заданным параметрам»
  • По итогам заполнения сводной таблицы строится столбиковая гистограмма.

5 этап: заключительный
(10 минут)

  • По итогам заполненной сводной таблицы и созданной гистограммы ученикиделают вывод и отвечают на вопрос, поставленный вначале занятия : Какую антивирусную программу выбрать?
  1. Мозговой штурм Тема урока: Локальные компьютерные сети.

Цель урока: Поиск оптимального решения при построении локальной компьютерной сети.

Создаётся проблемная ситуация: предлагаю учащимся представить, что они являются сотрудниками фирмы. У каждого из них есть свой рабочий компьютер. Проблема в том, что каждый сотрудник выполняет только часть заказа фирмы и есть необходимость обмениваться данными с другими сотрудниками, пользоваться принтером и сканером, а периферийные устройства (принтер, сканер) один на весь отдел.

Что делать? «Плюсы» и «минусы» «мозгового штурма»

Положительные стороны:

— все учащиеся участвуют на равных позициях;

— возможность наглядного изображения проблемы, так как в процессе постоянно фиксируются все выдвинутые идеи;

— создаются условия для развития познавательного интереса. Метод предполагает наличие соревновательной атмосферы, а для того, чтобы выдвигать правильные идеи, необходимо владеть достаточным уровнем знаний. Это побуждает учащихся к познанию.

Недостатки: — при разделении класса на группы может возникнуть доминирование лидеров, в то время как остальные не будут включены в процесс;

— возможно «зацикливание» на однотипных идеях.

  1. Деловая игра Урок — деловая игра «Сборка компьютера»

Дидактическая цель урока: в игровой форме по­знакомить учащихся с основными уст­ройствами компьютера, их функциями и информационным взаимодействием. Ученикам предлагается следующая ситуация деловой игры:  «В городе рабо­тают несколько фирм — обществ с ог­раниченной ответственностью (000) — по сборке компьютеров на заказ. С утра поступает заказ: за­казчик хочет купить компьютер, но точ­но не знает, какой конфигурации дол­жен быть этот компьютер и какое до­полнительное оборудование к компьюте­ру ему понадобится. Надо ему в этом по­мочь».

Баскет-метод Тема: «Исто­рия развития вычислительной техники»

Цели урока: развитие учебной мотивации, навыков работы в команде, самостоя­тельной работы с литературой, умение представлять и обосновывать полученные результаты.

Дидактическая: обобщение и про­верка усвоения ранее изученного материала.

Для проведения этого занятия учителем гото­вится несколько «экспонатов» для нескольких за­лов «виртуального» музея компьютерной техники. Причем «экспонаты» для каждого зала подбира­ются так, чтобы можно было построить стройный рассказ. В качестве таких «экспонатов» можно использовать фотографии ученых и инженеров, внесших вклад в развитие вычислительной техни­ки, фотографии отдельных устройств компьютера, схемы, отражающие структуры компьютеров раз­ных поколений.

Пример набора экспонатов одного «виртуального» зала. Название зала — «Машины II поколения». Перечень «экспонатов»: фотогра­фии БЭСМ-6, ЕС ЭВМ «Электроника», фотографии Н.П. Брусенцова, С.А. Лебедева, В.М. Глушкова, схема струк­туры ЭВМ II поколения, таблица с краткими све­дениями о троичной уравновешенной системе счисления и т.д.

«Экскурсовод» должен в течение 5 минут подго­товить связный рассказ о предложенных экспонатах. В подготовке рассказа ему помогают 2 «совет­ника».