Выступление на методическом совете по теме:  « Духовно – нравственное воспитание учащихся в группе продлённого дня»

Казанцева Нина Николаевна, воспитатель группы продлённого дня

КГБ ОУ «Заринская общеобразовательная школа-интернат»

Государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности  является группа продлённого дня.

Основным направлением деятельности ГПД является  духовно – нравственное воспитание.

Его реализация  осуществляется через занятия.

Вопросы воспитания нравственности были, есть и будут самыми важными и актуальными для становления человека.

Особенно актуален этот процесс для детей с ограниченными возможностями здоровья, так как именно они находятся в наиболее сложных социальных условиях и нуждаются в воспитании таких личностных качеств, которые помогли бы им сформировать активную жизненную позицию, найти место в социуме, жить  полноценной жизнью, дали ему право быть полноправным хозяином собственной жизни, членом общества. У этих детей не развито чувство ответственности за себя, своих близких, а значит за свою Родину. Такие дети нуждаются в создании специальных условий для усвоения основных социальных знаний, приобретения нравственных и духовных ценностей, необходимых для полноценной жизни в обществе.
Поэтому все действия педагогов должны быть направлены на создание условий, в которых ребенок с ограниченными возможностями мог бы чувствовать себя личностью, участвовать в культурной, экономической и политической жизни страны.
Цель работы: Создание условий для формирования у детей положительного социального опыта, навыков культуры общения, стремления прийти на помощь к тем, кто в этом нуждается, оценки  своих знаний, умений, достоинств и недостатков характера, поступков и отношений с другими людьми.

Данная цель предполагает  решение  следующих задач:

-дать почувствовать себя полноправным гражданином своей страны;

-способствовать воспитанию положительного отношения к школе,  коллективной жизни;

-укреплять веру каждого воспитанника в свои силы и возможности;

-воспитывать любовь  к родным местам, формировать чувства причастности к  родному краю, чувства патриотизма.

 

Методы и приемы духовно — нравственного воспитания младших школьников.

Методы нравственного воспитания — это своеобразный инструмент в руках учителя. Они выполняют функции организации процесса нравственного развития и совершенствования личности, управление этим процессом. При помощи методов нравственного воспитания осуществляется целенаправленное воздействие на учащихся, организуется и направляется их жизнедеятельность, обогащается их нравственный опыт.
Педагогу, прежде всего, важно рассматривать в своей внеклассной работе такие методы как:

  1. Наглядный метод используется во время:
    *
    экскурсий;
    * наблюдений;
    * просмотра видеофильмов;
    * рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
  2. Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

* чтения литературных произведений;
* бесед с учащимися;
* диспутов;
* проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
* разбора житейских ситуаций;
* проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

  1. Практический метод используется, когда необходима:

* организация продуктивной деятельности (выставки, конкурсы, концерты);
* проведение тематических классных часов;
* организация работы по созданию исследовательских работ учащихся;
* проведение экскурсий различной направленности;
* организация вечеров с родителями, для родителей и сверстников;[22;185]

Основной формой работы является  беседа. Цикл бесед «Уроки хороших манер»:

— Ты среди людей.

— Правила общения в школе.

— Правила приветствия.

— Как воспитать волю и характер.

— Вежливый собеседник.

— Упражнения для добрых волшебников.

— Вежливые игры.

Каждая из бесед   сопровождается презентацией,  инсценированием, обыгрыванием жизненной ситуации. Беседы содержат  проблемный характер, у детей появляется возможность  высказать своё мнение, уважительно относиться к мнениям других, терпеливо и аргументированно находить  правильное решение.

Традиционно проводятся « Минутки вежливости». Это короткие этические беседы. Они не содержат назидательного характера. Могут возникнуть спонтанно, в зависимости от сложившейся ситуации.

Примеры.

Викторина «Умники и умницы».

-Если идёшь по школе и видишь учителя из другого класса – надо ли с ним здороваться?

-Кто первым здоровается при встрече – ты или взрослый человек?

— Мальчик и девочка встречаются. Кто первым здоровается?

Загадки от сказочного героя. «Подскажи словечко».

        Растает даже ледяная глыба    от слова тёплого (спасибо).

        Игра «Научи Незнайку» (передают мяч по кругу под музыку, на ком остановится – говорит вежливое слово)

        Прослушивание сказок и их обсуждение.

Наиболее приемлемой формой для проведения «Уроков добра»  являются тренинги и практикумы, позволяющие эффективно сочетать  различные  виды деятельности, для благоприятного эмоционального настроя в группе.

Темы мероприятий: «Дружба крепкая», «Вместе лучше», «Дорогою добра».

Такие занятия направлены на сплочение  детского коллектива.

Результатом коллективной работы стало создание фонтана добрых слов.

Он состоит из основы, выполненной в форме цилиндра и приклеенных к нему полосок бумаги, на которых написаны  добрые волшебные слова.

Если кто — то из детей забывает эти слова, мы предлагаем ему подойти к фонтану добрых слов.

        На одном из «Уроков добра»  детям было предложено попробовать изобразить добро и зло в рисунках.

      Для развития коммуникативных качеств личности используется работа в парах. Дети  учатся договариваться.

«Праздник дружбы» — это одна из форм проведения   «Уроков добра».

В младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру.  Народные игры и сказки  имеют   познавательную ценность. Они многое могут рассказать детям о мире, в котором они живут, об их стране. Знакомство с православной культурой даёт представление о народных  традициях, обрядах, учит бережному, трепетному отношению к родной природе, своим предкам, к своей семье.

Приобщение к народным традициям и праздникам осуществляется через проведение таких мероприятий, как:

— Масленичные игры и гуляния.

— Пасха. Традиции и обряды.

— Поделки к празднику.

— День матери.

— Генеалогическое древо моей семьи.

Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Ко  Дню Победы проводятся «Уроки памяти».

— Дети войны.

— Главный праздник.

— Цветы и порох.

— Наша армия.

— Наши земляки в годы войны.

Формы проведения: беседы сопровождающиеся презентациями и видеороликами, конкурсы рисунков, поделки «Вечный огонь» и «Голубь мира», встречи с ветеранами, прослушивание песен военных лет.

Большую помощь в духовно-нравственном воспитании обучающихся оказывает  участие в общих мероприятиях.  В классе проводятся различные внеклассные мероприятия, направленные на формирование нравственных, эстетических, патриотических качеств, на развитие творческих способностей: День Знаний, День Пожилого человека, День Матери, День Учителя, Новый год,  Мы за здоровый образ жизни,  День Победы,  Международный день 8 марта, а в этом году — мероприятие к году Культуры.

Подготовка к этим мероприятиям становится педагогически необходимым  совместным  делом, в котором принимают участие ребята, родители,  педагоги. Во время подготовки к празднику, когда начинаются репетиции, ребята неосознанно перемещаются в ту среду, которая   становится для них органичной, естественной.

Успех работы с детьми во многом зависит от взаимоотношений учителя с родителями. Надо ценить доверие родителей, их стремление общаться с классным руководителем и воспитателем, самим стараться делать все возможное для установления доброжелательных, деловых отношений.

Одна из главных задач  в работе с родителями  — создать условия для того, чтобы родители могли активно участвовать в  жизни ребят, и были помощниками классному руководителю, здесь огромную поддержку оказывает понимание педагогической ситуации родителями, желание прийти на помощь работать в унисон с классным руководителем. Только тогда будут положительные результаты в воспитательном процессе и мы стремимся работать так.

Родителям предоставляется возможность почувствовать себя наравне со своими детьми, поставить себя на их место, чтобы побыть с ними в равных условиях. Это способствует сплочению ребят и родителей.

В заключении хотелось бы сказать, конечно, воспитательная работа – дело очень непростое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь, хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. И, конечно же, нельзя ожидать результатов сию минуту. Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться.  А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

 

Литература:
1. Анцибор М.М., Голованова Н.Ф. Особенности организации педагогического процесса в начальных классах с продлённым днём. — М.:Просвещение, 1990.
2. Голованова Н. В. Воспитательное пространство продлённого дня. —
.-С.М Курганский «Организация деятельности в группах продлённого дня».Журнал «Управление начальной школой» №9,2011г.