Консультация для  воспитателей, семинар по  теме: Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе ДОУ в контексте с ФГОС

 Кравцова Ирина Викторовна, воспитатель детского сада, Ставропольского края, города Невинномысска

Актуальная  тема для  разговора  во  все  времена – это здоровье  человека.

Здоровье  нельзя  удержать лекарствами, но есть другое средство – движение.

Дошкольный  возраст является решающим  этапом  в  формировании  фундамента физического и психического  здоровья  ребенка. В этот период  идет  интенсивное  развитие  органов  и  становление  функциональных  систем организма. Наметившаяся  в  последние  годы  устойчивая тенденция  ухудшения  здоровья  дошкольников, увеличение количества детей  с  нарушениями  психического  и  речевого  развития, диктует  необходимость поиска механизмов, позволяющая  изменить эту ситуацию.

Основная задача  детского сада – подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав  ему  для  этого  необходимые  умения, навыки, воспитав  определенные привычки. Но может ли каждый профессионально подготовленный педагог, бесстрастно  относится  к  неблагополучному  состоянию здоровья своих  воспитанников, его прогрессирующему  ухудшению? Одним из ответов на  этот вопрос, и стали востребованные педагогами образовательного  учреждения здоровьесберегающие образовательные технологии.

Здоровьесберегающие  образовательные  технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью  детей; качественная характеристика педагогических  технологий по критерию их воздействия  на здоровье  детей и педагогов; технологическая основа здоровьесберегающей педагогики. Цель: обеспечить дошкольнику высокий уровень реального здоровья, вооружив  его необходимым багажом знаний, умений, навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитав у него культуру здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению. Задачи: сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей; воспитание культурно-гигиенических навыков; формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

ФГОС основной  программы дошкольного образования  в области физическое развитие выделил два раздела Здоровье и Физическая культура. Именно содержание раздела Здоровье направлено на достижение цели охраны здоровья детей и формирования основы культуры  здоровья. Чтобы быть здоровым, нужно владеть искусством  его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно  уделяться как можно больше внимания в дошкольном учреждении, где строится здоровьесберегающий педагогический процесс.

Выделяют три группы технологий:  технологии сохранения и стимулирования здоровья: динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, технологии эстетической  направленности, гимнастика пальчиковая, гимнастика  для  глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика корригирующая, гимнастика ортопедическая. Технологии обучения  здоровому  образу  жизни: физкультурное занятие, проблемно  игровые — игротреннинги и игротерапия, коммуникативные  игры, беседы из серии Здоровье, самомассаж, точечный самомассаж. Коррекционные  технологии: арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика. Очень важно, чтобы каждая из перечисленных  технологий  имела оздоровительную  направленность, а  используемая  в  комплексе здоровьесберегающая  деятельность  в  итоге  сформировала бы у ребенка стойкую  мотивацию  на  здоровый образ  жизни, полноценное и не осложненное развитие.

Технологии обучения здоровому образу жизни в режимных моментах: утренняя гимнастика проводится  ежедневно 6-10 минут с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические  умения и навыки. Физкультурное занятие проводится 3 раза  в  неделю по 15-30 минут в соответствии с  возрастом детей – традиционные, сюжетно-игровые, интегрированные, оздоровительные. Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие  музыки  на  занятиях  способствует  улучшению психологического и физиологического  состояния  организма  ребенка. Самомассаж это массаж, выполняемый самим ребенком. Он улучшает кровообращение, помогает  нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому  укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Для детей самомассаж — это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Он благоприятствует психоэмоциональной  устойчивости к физическому здоровью, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей   работы. Активный отдых – физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, день здоровья. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет  им  двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Коррекционные технологии: артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции, необходимые для правильного звукопроизношения. Технология музыкального воздействия – музыка обладает сильным психологическим  воздействием  на  детей. Она влияет  на  состояние  нервной  системы – успокаивает, расслабляет или  наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния  от  умиротворенности, покоя  и  гармонии  до  беспокойства, подавленности  или  агрессии. В связи с этим важно обратить внимание  на  то, какую музыку  слушаем  мы  и  наши  дети. Сказкотерапия – используется  для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать   взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. Для этого используется кукольный  театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение  для  здоровья  детей: регулярные прогулки  на  свежем  воздухе, экскурсии, походы, солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, витаминотерапия, закаливание.

Таким образом, для создания  педагогических  условий  здоровьесберегающего процесса  воспитания и развития детей в дошкольном учреждении, являются: организация разных видов  деятельности  детей в игровой форме; оснащение  деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течении всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, учителя-логопеда, педагога психолога, инструктора по физической  культуре, музыкального руководителя.

Главными воспитателями ребенка являются родители. От того, как правильно организован режим дня ребенка, какое внимание  уделяют  родители здоровью ребенка, зависит его настроение, состояние физического комфорта. Здоровый образ  жизни ребенка, к которому его приучают в образовательном учреждении, может или находить  каждодневную поддержку  дома, и тогда закрепляться, или  не  находить, и тогда  полученная  информация  будет  лишней и тягостной  для  ребенка.

Забота о здоровье – одна из важнейших  задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный  дар, данный  человеку природой, заменить который  нельзя  ничем, однако  люди  не  заботятся  о  здоровье  так, как  это  необходимо. Но  важно понять, что  забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши  дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми.