Особенности использования дидактических игр на занятиях в средней группе

 

Стефанкина Татьяна Анатольевна, воспитатель, педагог-психолог, МБДОУ № 29 «Детский сад присмотра и оздоровления», г. Кемерово

Игра является основным видом деятельности дошкольника. Игра –характерная закономерность развития детского организма. Это  потребность формирующегося организма и  условие становления личности.

В дошкольной педагогике игру рассматривают в разных аспектах:

  • игра – средство воспитательно-образовательной работы, которое предоставляет возможность дать ребятам определенные знания, умения, воспитать намеченные способности и качества;
  • игра – форма организации жизнедеятельности детей, в которой посредством руководства педагогом, складываются между дошкольниками определенные отношения, личные симпатии, антипатии, личные  и общественные интересы.

Жизнь детей дошкольного возраста и их деятельность может быть эффективнее всего организована в формах игры, которые позволяют удовлетворить главные запросы ребят.

Что нужно для того, чтобы игра стала в детском учреждении формой организации жизнедеятельности дошкольников? Для этого необходимо следующее:

  • следует определить специфические задачи воспитания, на базе которых будет осуществляться в играх жизнедеятельность детей;
  • игру следует организационно закрепить во времени, т.е. запланировать ее режиме дня дошкольного учреждения также, как и другие формы педагогического процесса;
  • следует определить, каким образом воспитатель будет играть с детьми, в чем и как будет проявляться его участие и руководство.

Игра возникает у дошкольника не самопроизвольно. Для ее возникновения необходимы внешние условия: наличие впечатлений от игрушек, окружающего мира, общение со взрослыми, в котором игровые ситуации занимают значительное место! Например, «ку-ку», которым сопровождается появление  взрослого перед ребенком или его исчезновение в первые месяцы его жизни; «ладушки», которые вызывают в определенном ритме движения рук ребенка. Но все это совместные действия взрослого с ребенком, когда взрослый забавляет ребенка тем или иным способом игры с ним. Сам же ребенок еще остается на уровне действий с предметами, не вычленяя из них предметы специального назначения – игрушки.

С возрастом у ребенка увеличивается желание действовать с предметами самостоятельно. Взрослые дальновидно предоставляют дошкольнику игрушки с той целью, чтобы отделить их от предметов быта. Ребенок при помощи этих игрушек постигает простые действия: катать, складывать, бросать. Скорее всего, ребенку нравиться овладевать своими движениями и то, что данные предметы ему подчиняются. Следует отметить,  что данные игры представляют собой индивидуальный мир ребенка, в котором существенная роль отводится взрослому, потому что ребенок сам себя может занять на короткое время. После двух лет у ребенка включается в игры новый момент: он начинает не просто действовать с предметом, а выполняет какое-либо действие: «лечу ребенка», «готовлю обед».

С этого периода и на протяжении всего дошкольного возраста ребенок может играть «во все». Прежде всего в то, что его наиболее впечатлило. Он видит жизнедеятельность взрослых людей и отображает ее в своих играх. Ребенок быстро понимает и необходимость привлечения в свою игру другого лица, которое связано с выполняемой им ролью: если есть врач, то необходим больной, если имеется мама, то должен быть и ребенок.

На пятом году жизни дети овладевают положениями игры, а позднее применяют их вполне свободно. Теперь детям доступны и игры с правилами, и выполнение ролей, которые есть в этих играх: охотник и зайцы, кошки и мышки.

Самое характерное в развитии игры как деятельности заключается в появлении у ребенка способности действовать в определенной роли (самому), затем для создания нужной ситуации – привлечение других лиц, по преимуществу детей (кого-то возить, лечить, кормить и т. д.). Возникает характерная самостоятельная деятельность, в которую дошкольник все более целесообразно вовлекает других детей; потребность в их участии становится все более острой. Ребята могут в определенной мере самоорганизовываться, способны к самостоятельному замыслу и его выполнению. В играх дошкольники радуются, на каждом шагу они  открывают для себя что-то новое в окружающей действительности, в формах игры,  овладевают навыками, которых требует жизнь.

Известный поэт С.Я. Маршак говорил, что детство – чуть ли не с первых шагов человека – это время непрерывного постижения мира, это хотя и радостная, но и трудная пора усвоения великого множества понятий, чувств, отношений, взаимосвязей. Взрослым то и дело нужно направлять ребенка, учить, предостерегать, поддерживать его. И если все это делать наставительно, угрюмо, без улыбки, то можно добиться только одного – полной потери дружеского  общения с растущим человеком. И чем меньше возраст ребенка, тем больше ему необходима улыбка, причудливая, веселая игра. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам[1].

Однако, такое отношение к игре часто воспринимается как признание ее возрастной особенностью, с которой необходимо считаться и которую следует  учитывать, предоставляя детям время и для игр. Но только ли в этом направлении следует рассматривать игры?

А.П. Усова полагала, что в них надо видеть возможности для воспитания детей определенного возраста. И возможности, о которых говорят известные педагоги, нужно превратить в педагогическую действительность, т. е. организовать жизнь дошкольников так, чтобы «готовить маленького человека к большим делам» в обычных для ребенка жизненных условиях, которыми, несомненно, являются условия игры[2].

Игры в условиях дошкольной образовательной организации можно использовать и как средство воспитания и как форму обучения.

С.А. Шмаков называет такие  функции игры как социопедагогического феномена культуры.

  1. Социокультурная функция состоит в том, что через усвоение богатства культуры совершается развитие личности ребенка.
  2. Функция межнациональной коммуникации: игра предоставляет возможность моделировать различные жизненные ситуации, искать выход из конфликтов, учит разнообразию эмоций в воспроизведении действительности. Для детей «отыграть» свои чувства и опыт − наиболее естественная динамическая и оздоравливающая деятельность, которой они могут заниматься.
  3. Функция самореализации ребенка в игре: игра − полигон человеческой практики как области применения и проверки опыта.
  4. Коммуникативная функция: игра вводит ребенка в область человеческих отношений, для детей важен опыт, полученный от другого ребенка.
  5. Диагностическая функция: максимальное проявление себя в игре, ребенок проверяет силы, самовыражается и самоутверждается.
  6. Игротерапевтическая функция предоставляет возможность преодолевать разные трудности в поведении ребенка.
  7. Обучающая функция предусматривает обучение вовремя игры.
  8. Функция коррекции подразумевает коррекцию поведения и развития ребенка в процессе развития.
  9. Развлекательная функция предназначена для снятия напряжения, отдыха, развлечения[3].

Игра может стать одним из инструментов активизации позна­вательных способностей, воспитания устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, успешности обучения в целом. Современными психологами и педагогами считается, что игра является не только и не столько способом получения новых знаний, сколько механизмом перевода знаний с уровня поверхностного ознакомления на уровень обобщения опыта ребенка (С. Л. Новоселова). В этом контексте игра выполняет роль «генератора» процесса психолого-педагогической коррекции трудностей в познавательной деятельности дошкольников. При условии правильной методической инструментовки она является тем средством влияния, которое пробуждает у дошкольников усилие мысли, свободно и легко стимулирует их к познанию.

Игра как деятельность по овладению «умением уметь» дает дошкольнику конкретные навыки и общую гибкость поведения, развивает умение воспринимать новое, неожиданное, обеспечивает формирование не только конкретных умений, но и общую готовность к адекватному эмоциональному реагированию. Значит, воспитание «чувствующего» жизнь, неравнодушного человека вне игры невозможно. С другой стороны, именно в игре дошкольнику предоставлена возможность своеобразно выразить свои чувства, себя, не всегда умея рассказать о них.

Таким образом, даже небольшой экскурс в вопросы изучения роли игры в формировании и развитии жизненно важных способностей у детей убеждает в значимости детской игры. О первостепенном ее значении для естественного развития ребенка свидетельствует и тот факт, что ООН провозгласила игру уни­версальным и неотъемлемым правом ребенка.