Программа кружка «Очумелые ручки»

Автор- Комиссарова Татьяна Юрьевна, 

Педагог дополнительного образования

ГКУСО РО «Шолоховский центр помощи детям»

х.Калининский.

Пояснительная записка


Рабочая программа разработана  с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, нормативно правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Концепция духовно- нравственного развития личности гражданина России. – М. Просвещение, 2010;

Видеть красоту предметов декоративно — прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А. Сухомлинский  писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.» Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Народное декоративно-прикладное искусство-неиссякаемый источник творчества. Образовательная программа дополнительного образования детей актуальна тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Актуальность программы состоит в том, что она стимулирует познавательную деятельность обучающихся в области современного художественного искусства, а также в ее практической направленности. Новизна дополнительной образовательной программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из разнообразных художественных материалов и изучения самых современных видов творчества:  декупаж, «квилинг», использование других природных материалов для создания произведений искусства и др. Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью формирования у обучающихся потребности в постоянном самообразовании, повышении общей культуры, расширении кругозора, создании условий для творческой практической деятельности обучающихся.

Цели программы:

-развитие интереса детей к изобразительной деятельности и творческой активности в процессе освоения различных художественных техник.

-формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры

-развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно — прикладного искусства.

Задачи программы

Обучающие:
— закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы и т.д., и способствовать их систематизации;
— знакомить с основами знаний в области композиции,  декоративно – прикладного искусства;
— раскрыть истоки народного творчества;
— формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
-привитие необходимых навыков изготовления изделий и изучение приемов работы разных школ народного мастерства;
— совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;
— приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивающие:
— пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;
— развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
— формирование творческих способностей, духовной культуры;
— развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
— развивать воображение, представление, глазомер, эстетический вкус, чувство меры;
развивать творчески активную личность.
Воспитывающие:
 — воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
— воспитывать уважение и бережное отношение к народной культуре и творчеству народных мастеров.
— добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Организация деятельности кружка.
Программа работы кружка «Очумелые  ручки» рассчитана на 1 год. Кружок комплектуется из воспитанников 8 — 15 лет. Количество детей в группе для освоения программы — 8 человек.
Режим работы кружка – 2 занятия в неделю по 1,8 часа.
Результатом реализации данной  образовательной программы являются выставки детских работ, как местные, так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков; в оформлении зала для проведения праздничных утренников.

    

Характеристика ожидаемых результатов:

1)   название и назначение материалов  — бумага, ткань, пластилин;

2) название и назначение ручных инструментов и приспособлений – ножницы, кисточка для клея, игла;

3)  правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

К концу обучения учащиеся должны получить знания:

-о материалах, инструментах, о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов,

-о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека,

-о видах прикладного искусства (лепка, роспись, плетение)

-о русских народных промыслах,

-о способах аппликации (ткань, бумага, яичная скорлупа)

-о плетении из бумажных трубочек.

Умения:

-последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала),

-работать нужными инструментами и приспособлениями,

-применять различные способы лепки, плетения, аппликации.

— анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

— правильно  организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

— соблюдать правила безопасности и личной гигиены;

— экономно размечать материалы.

Структура программы

Программа кружка «Очумелые ручки» основана на принципах  последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью. Программа предусматривает преподавание материала блоками. Каждый блок предусматривает знакомство с историей возникновения данного вида декоративно-прикладного искусства. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста. Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением в жизни                                                                       .Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, индивидуальных занятий, а также их самостоятельной творческой деятельности. 

 В программу включены следующие разделы:

1.Декоративно-прикладное исскуство- введение

2.Плетение из газетных трубочек

3.Аппликация из различных материалов

4.Волшебный бисер

5.Мастерская Деда Мороза

6.Изготовление панно из круп и семян.

7.Декупаж

8.Квиллинг

Каждый раздел программы содержит: исторический аспект, связь с современностью, освоение основных технологических приёмов, выполнение творческих работ. Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану: эскиз;  воплощение в материале;  выявление формы с помощью декоративных фактур. Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов изготовления поделок. Также программа предусматривает индивидуальную работу с детьми
Итог творческих достижений: выставки по разделам программы, конкурсы работ, участие в конкурсах района и области.