Статья на тему:   Гражданско- патриотическое воспитание на  уроках музыки и во внеурочной деятельности

Гусева Елена Ивановна  учитель музыки МБОУ СОШ №8,                              

г.Торжок Тверская область                                                                                        

Патриотическое воспитание — вечная проблема педагогики. Каждая эпоха, каждая историческая ситуация по-своему отражается на воспитании детей.

Изменилось Отечество, пересматривается прошлое, тревожит настоящее и серьезно настраивает своей неопределенностью будущее. Назрела необходимость пересмотреть как, с помощью каких средств, методов и приемов привить современному ребенку чувство патриотизма.       Единственной собирательной идеей может и должно стать чувство любви к своему Отечеству, гордости за свою Родину, а также за так называемую малую Родину (то место, где он родился, живет, учится).

Важность патриотического воспитания в современных условиях подчеркнута в законодательных документах Российской Федерации.  Программа ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания на основе отечественных традиций, направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни, включающую учебную и внеурочную деятельность.

Нравственно- эстетическое воспитание учащихся одна из ведущих задач современного образования. Обобщая различные взгляды теоретиков педагогики можно выделить следующие задачи:

— Формирование гражданственности, патриотизма, уважения к правам и обязанностям человека;

— Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

— Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; Современное российское общество требует ориентации систем образования на формирование у подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных и этических качеств, среди которых большое значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите. Уникальными возможностями гражданско- патриотического воспитания обладает система общего и дополнительного музыкального образования, Которой в нашей школе уделяется большое внимание. Музыкальная деятельность осуществляется по четко выстроенной методике, содержит интересный и познавательный материал, включает различные формы и методы работы. Вся работа ведется с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся и отвечает запросам Федерального Государственного Образовательного Стандарта.

— Осуществляется преемственность основных образовательных программ.

— Формируются межпредметные понятия и универсальные учебные действия. – Прослеживается связь на уроках и во внеурочной деятельности. Патриотическое воспитание находит свое воплощение, прежде всего, на уроках музыки в 1- 9 классах. Начиная с первого класса в детях закладываются основы патриотизма, нравственности и доброты.

На протяжении всего изучения курса музыки учащиеся встречаются с героическими образами, с произведениями, посвященными темам воинского подвига, патриотизма, верности долгу, преданности, высоким гуманистическим идеалам. Такие произведения понимаются и усваиваются благодаря тому, что на уроке раскрываются их характерные особенности, объясняющие причины их воздействия на слушателей. Классическая музыка 19 и 20 веков обрела высокую идейность, благодаря нерасторжимой связи с жизнью народа, его историей, великого эмоционального воздействия к народу.Эпические мотивы в русском оперном творчестве 19 века определяют собой особое состояние мира, связанное с героико- патриотической ступенью его развития. Воссоздаются народные воины, блистательная история Руси представляется в его могуществе, с шумными , гордыми и бескрайними степями, победными походами дружины, с колокольным звоном и пророческим волхованием, с песнями баяна и эпической речью воинов.           Храбрость становится высшей добродетелью, олицетворяет патриотическое воодушевление, нежную и тревожную любовь к родной Отчизне.                      Образы богатырей, с ними связано воплощение высокой патриотической идеи и героики, проявляющейся преимущественно в чувстве долга перед Родиной, а также олицетворение нравственной стойкости и чистоты. Возвеличивание фигуры богатыря неотделимо порой от элементов чудесного, фантастического. Богатырь обычно вооружен палицей весом в сорок,  в девяносто пудов. Его лук с трудом несут десятки людей. Он один способен уничтожить несментные вражеские силы. Таков могучий князь Руслан в жесточайшем поединке с «Головой», в битве «не на жизнь, а на смерть» с волшебником Черномором.                                                            Древние былины отобразили эпоху Киевской Руси, ее историю, жизненный уклад характеристики Киевских князей, богатырей. Герои былин (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович) не всегда имели определенную историческую дату. Битвы с кочевниками происходили на протяжении многих веков, но богатыри наделены лучшими чертами русского национального характера.                                                                                   Героические подвиги народа отражены в операх «Князь Игорь», «Иван Сусанин», «Война и мир», «Александр Невский», «На поле Куликовом». Опера «Князь Игорь» А.П.Бородина — одно из лучших произведений, воспевших героизм русского народа. Опера насыщена многими деталями, благодаря работе композитора с первоисточниками, которые усилили патриотическое звучание  всего произведения. В народно – массовых, хоровых сценах воплощено народно – патриотическое начало, которое придает всей опере величественный характер. Герой оперы – Князь Игорь (подлинно историчен, конкретен), наделен лучшими чертами русских витязей (любовь к Родине, высокое осознание своего долга пред ней).                                                                     Главное чувство, рождаемое оперой «Иван Сусанин» М.И.Глинки, чувство Родины. Ария Сусанина – образец русской героической музыки. М.И.Глинка в этой арии рассказал о чувствах человека, который еще полон энергии и сил, но вынужден проститься с жизнью. Он знает, что пути назад нет. Сусанин ждет зарю, она возвестит ему о спасении Родины, и эта весть укрепит его в смертный час. Композитор показал нам величие души героя. Для этого М.И.Глинка выбрал напев, близкий народной русской песне. Об этой сцене оперы один современник М.И.Глинки сказал так: «В эту минуту напев Сусанина достигает высшего трагического стиля, сохраняя во всей своей чистоте русский характер». (В.Ф.Одоевский) В опере «Иван Сусанин» немало известных сцен и музыкальных эпизодов, но самым знаменитым является финал. Одна из превосходных находок композитора заключается в том, что опера не заканчивается смертью героя. Показана победа русских войск и ликование народа.                                                                   Показательной в патриотическом воспитании учащихся является опера С.С.Прокофьева «Война и мир» (напомню, что она создавалась композитором в годы Великой Отечественнной войны. Героическое, богатырское начало, самозабвенная любовь к родной земле. Кутузов является освободителем России. Ария Кутузова воплощает величие, высокое патриотическое чувство.                                                                                                      В кантате «Александр Невский» С.С.Прокофьев выразил психологическую суть двух сил. Это два враждебных мира, противопоставленных на полях сражения: Русь и ее поработители – сначала татаро-монголы, затем тевтонские рыцари.                                                                                              Образ Руси – народные хоры, лирическое соло, инструментальные эпизоды – все пронизано интонациями русской песенности. Хор «Вставайте, люди русские!» звучит гневным, взволнованным призывом, мужественную решимость которого подчеркивают набатные удары колокола.                                                                                                    У Д.Д.Шостаковича было два боевых поста: крыша консерватории, где он дежурил, тушил зажигательные бомбы и полутемная комната с роялем, за которым он сочинял свою «Ленинградскую симфонию». На партитуре симфонии Д.Д.Шостакович  сделал надпись: «Посвящается городу Ленинграду». Как только Д.Д.Шостакович закончил Симфонию№7, с партитуры была снята фотокопия и на военном самолете отправлена в США, где ее сразу же исполнили лучшие оркестры и дирижеры.   Услышав эту симфонию, один американский критик написал: «Какой дьявол может победить народ, способный создавать музыку, подобную этой…»                                                                             Благодаря нашим солдатам, победившим фашизм, мы сегодня можем петь и слушать музыку.                                                                                                                 Песни гражданской и Великой Отечественной войны – это произведения огромной нравственной силы, пробуждающей чувство гордости за свой народ, воспитывающие мужество и стойкость. На песню в годы войны были возложены задачи огромной важности – она была мощным агитатором, пропагандистом и организатором. Она воодушевляла бойцов передового края и тружеников тыла. Песни военных лет – это песни о героизме и мужестве, о солдатской службе, о верности, о веселой шутке. Создателями песен были не только композиторы, но и сами фронтовики. Давно закончилась война, но в сознании людей долго будет жить память о ней.                                                                                                              20 век – это время расцвета песенной культуры России. Вот имена лишь некоторых композиторов, творчество которых так необходимо нашим детям. Это и И.Дунаевский, В.Соловьев – Седой, А.Новиков, К. Листов, Н.Богословский. Через песни этих композиторов мы словно общаемся с замечательными людьми, которые жили в то время.                                                                 Концертная деятельность является важнейшим элементом вокального обучения учащихся. Дети принимают активное участие в школьных праздниках, городских конкурсах, где нужно проявить свою гражданскую позицию. Учащиеся с удовольствием исполняют песни о Родине, о России, о героических подвигах защитников в годы ВОВ, о войне, народные песни. Ежегодно становятся лауреатами и дипломантами фестивалей и конкурсов.        Творческая работа, проводимая с учащимися, является прежде всего интересной и полезной для самих ребят. Она обогащает их мировоззрение, объединяет детей, воспитывает уважение друг к другу, а также воспитывает чувство достоинства, любви, уважения и гордости за свою страну.                     Таким образом, проблемы гражданско – патриотического воспитания на уроках музыки т во внеурочной деятельности на сегодняшний день очень актуальны и несут в себе важные предпосылки для формирования музыкальной культуры учащихся, как неотъемлемой части их всей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский), что является целью музыкального воспитания.