Абдрахманова Айгуль Маратовна, учитель начальных классов,
МАОУ «СШ «Земля родная» г. Новый Уренгой.
«Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе».
Введение стандартов второго поколения в школах вызывает массу вопросов, один из которых связан с организацией внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность — это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, которая способствует в полной мере реализации требований федеральных образовательных стандартов общего образования.
Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся.
Внеурочная деятельность организуется для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участие в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности может максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого ученика, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Во внеурочной деятельности создаются условия для развития личности ребёнка в соответствии с его индивидуальными способностями, формируется познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, происходит закладка основ для адаптации ребёнка в сложном мире, как интеллектуального и гармонично развитого члена общества.
Во внеурочной деятельности создаётся своеобразная эмоционально наполненная среда увлечённых детей и педагогов. Это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, увлечений.
Кроме того, внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач:
— оптимизировать учебную нагрузку учащихся;
— улучшить условия для развития ребёнка;
— учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся.
Виды и направления внеурочной деятельности.
Существуют следующие виды внеурочной деятельности:
1) игровая деятельность;
2) познавательная деятельность;
3) проблемно-ценностное общение;
4) досугово — развлекательная деятельность (досуговое общение);
5) художественное творчество;
6) социальное творчество (социально значимая волонтёрская деятельность);
7) трудовая (производственная) деятельность;
8) спортивно-оздоровительная деятельность;
9) туристско-краеведческая деятельность.
В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:
1) спортивно-оздоровительное;
2) художественно-эстетическое;
3) научно-познавательное;
4) военно-патриотическое;
5) общественно полезная деятельность;
6) проектная деятельность.
Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности.
Общественно полезная деятельность в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.
Результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся.
Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет умение различить результаты и эффекты этой деятельности.
Результат — это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из одной географической точки в другую, преодолел сложности пути (фактический результат), но и приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия (воспитательный результат).
Эффект – это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
Итак, воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Проведём лаконичную формулировку трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
2-й уровень — школьник ценит общественную жизнь;
3-й уровень — школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Выделение трёх уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:
- разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с чётким и внятным представлением о результате;
- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определённого уровня;
- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого;
- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
- оценивать качество программ внеурочной деятельности.
- Мероприятие «Безопасность в сети Интернет» (50%)
- План-конспект мероприятия «Семья. Семейные традиции и обычаи» (5-7 классы) (50%)
- Конспект занятия коррекционной школы VIII вида (50%)
- Паспорт проекта для детей коррекционной школы VIII вида (50%)
- Воспитание нравственности и духовности у воспитанников с ОВЗ через вовлечение в фотодеятельность (50%)
- Классный час по теме: «Быть честным» (RANDOM - 50%)