«Физкультурные занятия сюжетно – ролевой направленности». (Из опыта работы)

Лиходеева Ирина Викторовна,

инструктор по физической культуре,

МДОУ детский сад № 241 г. Волгограда.

Дошкольный возраст является начальным этапом образования. От сформированности в этом возрасте интереса к занятиям двигательного содержания зависит становление личности ребёнка, его успех в дальнейшем обучении. В дошкольном возрасте происходят решающие процессы формирования человеческой личности. На протяжении первых семи лет жизни ребёнок проходит огромный путь физического и духовного совершенствования. Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, общая выносливость и работоспособность, интеллект, память, внимание и другие физические и психические способности, необходимые для всестороннего развития личности.

В общей системе воспитания детей дошкольного возраста физическому воспитанию должна принадлежать важная роль. Физическая подготовка укрепляет здоровье ребёнка, которое тесно связано с психическим развитием, возможностями для формирования интеллектуальной деятельности. Разнообразные физические упражнения, как свидетельствует опыт, не только повышают уровень физической подготовки и здоровья детей, но и во многом способствуют умственному, нравственному, эстетическому развитию личности ребёнка, поскольку стимулируют его творческое воображение, мышление, укрепляют волю, способность преодолевать трудности, воспитывают   стойкость, чувство коллективизма, память, быстроту ориентации и принятия решений, а также другие ценные психические и интеллектуальные качества.

Целью занятий по физическому воспитанию является приобщение детей к ценностям физической культуры.

Ещё великие философы Сократ, Платон, Аристотель обращали внимание на уникальные возможности занятий физическими упражнениями для воспитания цельной, разносторонней, одухотворённой, гармонично развитой личности.

В системе дошкольного физического воспитания необходимо уделять внимание  задачам формирования у детей: базы разнообразных движений; двигательной культуры; жизненно необходимых жестов; умения создавать двигательные образы; выразительности движений; двигательного воображения, фантазии. Двигательная культура человека во многом отражает его внутреннее содержание, умение управлять своим телом и эмоциями. Красиво двигающийся человек более свободен, лёгок и прост в общении. Он – хозяин своего тела.

Очень актуальна проблема – отсутствие у детей желания и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями. Дети быстро утомляются и не могут долго концентрировать внимание на движениях, интерес к занятию быстро ослабевает. Поэтому занятия должны быть яркими, разнообразными, эмоциональными, интересными. Учитывая, что для детей ведущая и основная форма деятельности – игра, занятия необходимо проводить в игровой форме. Но более интересны детям занятия сюжетно – ролевой направленности. Эмоциональность и интерес детей к занятию повысится, если дети будут заниматься под музыкальное сопровождение, доступное их восприятию. Именно такие занятия, со своей музыкальностью, разнообразием сюжетно – ролевых игр, являются одним из самых универсальных и эффективных средств физического воспитания дошкольников.

Дошкольный возраст является начальным этапом образования. От сформированности в этом возрасте интереса к занятиям двигательного содержания зависит становление личности ребёнка, его успех в дальнейшем обучении.

Я считаю, что каждое занятие должно приносить радость, эстетическое наслаждение, желание заниматься физическими упражнениями, ориентироваться на формирование и развитие личности ребёнка.

Компонент – « игра », является основной формой познавательной деятельности детей дошкольного возраста, которая активизирует мыслительные процессы и двигательные возможности ребёнка, способствует его полноценному физическому и психическому развитию, а также создаёт положительный эмоциональный фон занятий.

В жизни дошкольников игра занимает особо важное место, имеет огромное воспитательное значение; дети учатся подчиняться правилам, сдерживать проявление эмоций, напрягать волю, сосредоточивать внимание.

Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений. В этом отношении моторное развитие, совершаемое детьми в игре, является настоящим прологом к сознательным физическим упражнениям. Важным средством игры выступает двигательное действие, по характеру сходное со средствами физического воспитания.

Особое значение для развития детей имеют сюжетно – ролевые игры, которые в большей степени способствуют формированию мышления дошкольников, интеллектуальному и эмоциональному развитию, оригинальному и творческому мышлению, определяют развитие всех существенных сторон личности ребёнка.

Игровая деятельность, максимально используемая на занятиях, повышает интерес детей к занятиям физическими упражнениями, помогает развивать творческое мышление, произвольное внимание, различные виды памяти, которые являются основой интеллектуальной деятельности.

На мой взгляд, среди всего многообразия средств и форм физического воспитания дошкольников, особое место занимают физкультурные занятия сюжетно – ролевой направленности. Именно такие занятия, со своей музыкальностью, разнообразием сюжетно – ролевых игр, являются одним из самых универсальных и эффективных средств физического воспитания дошкольников.

Компонент « музыка » — создаёт положительный эмоциональный фон занятий, помогает детям запомнить движения, передать выразительно её характер.

Использование на занятиях музыкального сопровождения позитивно сказывается на формировании способности к согласованному с музыкой выполнению движений, способствует воспитанию у детей музыкальной культуры.

Музыкальное сопровождение на занятиях физической культурой:                    — содействует эстетическому воспитанию занимающихся. Дети не только слушают музыку, но и выполняют различные упражнения, подчиняя при этом свои действия её характеру;                                                                                       — повышает эмоциональное состояние занимающихся.  Жизнерадостное настроение обеспечивает внимание, восприятие,  память, сохраняет высокую работоспособность на более долгое  время, а в целом увеличивает продуктивность занятия;                                                                                                   — обеспечивает большую действенность упражнений. Положительные эмоции возникающие на занятиях вызывают стремление действовать более энергично;                                                                                                                         — освобождает инструктора от подсчёта во время проведения  упражнений.

Выбор музыки определяется характером каждого упражнения, а также уровнем эстетической подготовки детей. Правильный подбор музыкального сопровождения не только улучшает качество движений, но и придаёт им особую выразительность. Эмоциональность занятий повысится, если дети будут заниматься  под музыку, доступную их восприятию. Лучше, если это будут детские песни, песенки из мультфильмов, отдельные части популярных эстрадных песен и т.п. Главное, чтобы музыка была ритмичная, жизнерадостная, эмоциональная.

Занятия, проводимые под непрерывную музыкальную фонограмму, положительно влияют на самочувствие детей, способствуют их физическому и психическому развитию. Такие занятия полны бодрости, радости, чувства гармонии, излучаемого музыкой, налагают отпечаток на развитие личности ребёнка, чувство согласия со всеми функциями их организма.

Физкультурные занятия сюжетно – ролевой направленности объединены единым содержанием и музыкой. Такие занятия проводятся в игровой форме, под непрерывную музыкальную фонограмму, что позволяет увеличить  моторную плотность занятия.