Горчакова Галина Михайловна, учитель начальных классов МАОУ «СШ «Земля родная» г. Новый Уренгой
Проблема учебной деятельности школьников, составляя основу, фундамент процесса обучения, относится к «вечным» педагогическим проблемам.
Рассмотрение этой проблемы органически связано с определяющим вектором совершенствования современной школы – направленности на общее развитие школьников в учебно-воспитательном процессе, на предоставление каждому ученику оптимальных возможностей в личностном становлении в расширении возможностей самореализации и раскрытии индивидуальных способностей.
Каждый учитель начального звена осуществляет работу по оказанию помощи и поддержки слабоуспевающим ученикам. Ведутся тетради для индивидуальных занятий с детьми данной категории, которые проводятся во внеурочное время.
При работе над ошибками, организации домашнего задания учителя учитывают особенности детей и осуществляют дифференцированный подход, используя карточки с разноуровневыми заданиями.
При устном опросе создаются специальные ситуации успеха.
Также практически во всех классах созданы группы из учеников-консультантов (помощников), которые оказывают помощь своим одноклассникам.
Не остаются в стороне и родители.
Вся работа учителя отображается в папке « Индивидуальное сопровождение детей, требующих педагогического внимания и детей «группы риска», в которой есть разделы, отображающие состояние здоровья учеников, сведения о родителях. При помощи этой папки отслеживается динамика успеваемости каждого ученика, активность родителей в участии в общешкольных и классных мероприятиях. Имеется раздел, в котором отображена работа учителя с родителями.
Также ведётся «Индивидуальный журнал развития ученика». Этот журнал включает в себя такие разделы, как:
— Внеурочная внеклассная деятельность (прослеживается ежегодная динамика активности ученика во всех мероприятиях);
— Психологическая карта, в которой отслеживается мотивация, тревожность, социометрический статус, самооценка, уровень притязаний ученика в классном коллективе.
Работа по этому разделу предполагает тесное сотрудничество со школьным психологом. Но, как таковой, помощи со стороны психологической службы нам практически не оказывается.
Очень хотелось бы, чтобы в нашей школе психологическая помощь учителям была более действенной.
—Успешность обучения (динамика успеваемости по четвертям и учебным годам);
— Индивидуальные характеро-психологические проблемы, ведущие к нарушению поведения (по наблюдению). Этот раздел выявляет проблемные зоны психологического характера. При работе по данному разделу также очень важно сотрудничество со школьным психологом.
— Индивидуализация педагогических действий (выявляет проблемные зоны в особенностях характера и поведения);
— Физическое развитие. (Учитель просто обязан владеть информацией о состоянии здоровья своих учеников.)
Уважаемые коллеги, мы должны понимать, что работа со слабоуспевающими учениками требует от нас больших сил, времени, здоровья, профессиональной компетентности, но также мы должны понимать и то, что без качественной и систематической работы не будет достигнут положительный результат.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
- Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
- Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
- Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из приёмов работы со слабыми.
- Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
- Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
- Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
- Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
- Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
- Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и… «слабоуспевающих».
- Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
МАТЕРИАЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
- Ученик не может сказать, в чём трудности задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы к тексту, сказать, что нового из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей.
Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителей, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
- Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимися соответствующих вопросов.
В данном случае указаны не те признаки, по которым делаются выводы об ученике, а те, которые сигнализируют о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость
Использованные источники
- Система работы школы по предупреждению неуспеваемости учащихся. Киселева Н. И, Сошникова М. Л., заместитель директора по учебно-воспитательной работе http://festival.1september.ru/articles/506074/
- Материалы по предупреждению неуспеваемости учащихся. Агапова И.Ю. //Лучшие страницы педагогической прессы — №2, 2002, стр.41-49
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Формирование компетенций у обучающихся с ОВЗ в вопросах планирования семьи (RANDOM - 50%)