Жигальцова Людмила Петровна, воспитатель «Детский сад №1 «Светлячок» города Армянска
К. Д. Ушинский писал “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или взаимствованных у другого народа”
Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, он определенным образом относится к тому, что его окружает.
Актуальность выбранной мною темы очевидна:
В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.
С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?
Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
На мой взгляд, сущность работы по формированию личности, основанной на традициях и культуре, состоит в следующем: « Знание культуры собственного народа, умение понять, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их знакомить с народной культурой с самого раннего детства»
Цель работы: Предложить разнообразные формы работы для формирования у детей качеств личности через активное приобщение их к народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.
Исходя их данной цели, определяются задачи:
Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к народной культуре. Воспитывать в детях лучшие духовно – нравственные качества; поддерживать личностное творческое начало детей, развивая тем самым эстетические качества ребенка. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров. Формировать у детей общее представление о традиционных и обрядовых праздниках. Формировать интерес и уважительное отношение к культуре своего народа. Знакомить с произведениями народного творчества, формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначении и особенности: яркость, народность. Учить видеть в народных произведениях мудрость, глубину выражаемых мыслей и чувств;
Воспитывать интерес детей к разнообразным видам народно – прикладного искусства. Воспитывать интерес к народным играм, выявляя самобытность и многообразие содержания игры.
В работе с детьми обозначены следующие приоритеты:
Создание предметно – развивающей среды, атмосферы национального быта.
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…» — писала Тихеева.
Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения и культуре народа и традициям.
Как известно одной из задач образования на сегодняшний день является применение новых технологий в работе с детьми. Для ознакомления детей с народными традициями и культурой в детском саду используют такую инновационную технологию, как создание мини – музеев, задача которых состоит в формировании образа, как хранителя предметов культурного наследия — развитие интереса детей к экспонатам музеев, историческому прошлому.
Посещая музей, дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков. Экспонаты музея изготовлены и расположены так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.). Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Созданный в группе музей хлеба, экспонаты которого собраны с помощью родителей, используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя. Дети имеют возможность не только рассмотреть предметы, но и практически освоить их. С большим интересом знакомятся с экспонатами музея дети других групп. Познают много нового и интересного.
В рамках проекта «Хлеб всему голова» с участием родителей были проведены «Посиделки за круглым столом». Вместе с детьми родители отгадывали загадки о хлебе, вспомнили поговорки и пословицы. Совместно, с увлечением лепили из соленого теста разнообразные хлебобулочные изделия: плюшки и ватрушки, печенье и пряники, пироги и рогалики, плетенки и караваи. В теплой и душевной обстановке за круглым столом устроили чаепитие, которое доставило радость тесного общения взрослых и детей.
Предложенная тема о создании книги семейных кулинарных рецептов никого не оставила равнодушным. Родители с большим удовольствием приняли участие в ее создании. На каждой страничке разместились семейные рецепты национальной кухни всех народов.
В книгу вошли блюда русской кухни: пельмени домашние из зайчатины, утка с яблоками, рыбная солянка; суп с галушками, картошка в горшочках с грибами, пампушки с чесноком — по-украински; плов и долма по-азербайджански; хинкал по-грузински; чебуреки и кубэтэ по-татарски; куриный пирог с мясом и грибами, дранники по-белорусски;
Многие семейные рецепты передавались из поколения в поколение, и с гордостью были переданы нам. В такой совместной увлекательной работе возникает культурная связь поколений в семье, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.
Воспитание ребенка в народных традициях невозможно без детского фольклора. Михаил Никифорович Мельников писал: «Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения.
Детский фольклор — прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Он является средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста, представляет собой универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. Он позволяет воспитывать в ребенке самые лучшие качества: отзывчивость, доброту, вежливость.
Народные песенки, потешки, частушки, небылицы, скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки — это удивительные по силе психологического воздействия средства работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый.
Дети очень любят сказки, ведь сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории.
С каким увлечением дети, родители и педагоги создавали детские книжки-малышки «Сказки народов Крыма». Здесь мы видим русские народные сказки: «Морозко», « Репка», «Крошечка-хаврошечка» и «Теремок», «Каша из топора» и «Репка». Украинские народные сказки «Лиса и журавль», «Котигорошко». Белорусские сказки : «Пых» и «Два Мороза».
Сказки крымско — татарского народа «Ложка соли», «Соловей», Азербайджанская сказка — « Джиртдан» «Малыш»
Уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.
Неотъемлемой частью приобщения детей к культуре и традициям в жизни каждого человека является знакомство с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними: « Ивана Купала», «Осень – перемен восемь», «Праздник картошки», «Здравствуй зимушка-зима», «Синичкины именины», «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю», « Масленица».
Под влиянием праздничной атмосферы народных праздников дети становятся более дружелюбными, лучше общаются друг с другом, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них. Дети должны знать, помнить и уважать основы той культуры, в которой они живут.
Основной вид деятельности дошкольника – это игра, народные игры — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, они позволяют приобщать детей к истокам своего народа, его самобытности.
Большой интерес вызывают у детей такие народные игры, как «Ручеек» «Горячие блинки», « Карусель», «Прокатись на санях» «Посади картошку», «Варенечки», «Петушиные бои».
Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.
Воспитание интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству — один из приоритетов дошкольного воспитания.
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.
Большой интерес у родителей и детей вызывают организованные совместные выставки: «Барыня картошка», «Весна — красна», «Дымковская игрушка»
Изготовление работ не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.
Большая роль в реализации данной темы основана на совместной деятельности детей, родителей и воспитателей, т.к. воспитание личности — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.
Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, дает в руки новый инструмент для познания мира.
Народная мудрость гласит:
Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.
- Проект по патриотическому воспитанию детей «Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве увидал» (50%)
- Конспект Совместной организованной деятельности педагога и детей (50%)
- «Загадки про домашних животных» (50%)
- «Загадочки про козявочек!» (50%)
- «Дидактические игры по развитию речи» (50%)
- «Земля – наш общий дом» (RANDOM - 50%)