Доклад по теме: «Система работы по организации сюжетно-ролевой игры в условиях современного дошкольного образовательного учреждения»

Мокеева Мариана Борисовна,  методист, СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Сызранского района, Самарской области.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»

В.А.Сухомлинский

Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Штерн сказал: « Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».

Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка  в ст.31.«Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».

В последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных подходов в организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста.

Сюжетно-ролевая игра  является   наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой.

В соответствии с современными требованиями в нашем детском саду игровая деятельность занимает достойное место в жизни детей каждой группы.

В настоящее время проблема игры стоит перед нами остро, поэтому основной задачей стала задача развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью для выполнения данной задачи мы провели анкетирование педагогов, в результате которого было выявлено ряд проблем. Это проблемы проведения и планирования игровой деятельности, создание предметно-игровой среды, переход на современную организацию сюжетно – ролевых игр.   Поэтому совместно   было решено создать  творческую группу,  в которую вошли воспитатели нашего учреждения. Мы начали свою деятельность с изучения методической литературы, связанную с организацией игровой деятельности в детском саду. Так, например, мы использовали следующую методическую литературу: это пособия  Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду», «Как играть с ребенком»,  Зворыгиной Е.В. «Первые сюжетные игры малышей», Краснощековой Н.В. «Сюжетно — ролевые игры для детей дошкольного возраста», «Новые сюжетно-ролевые для младших дошкольников», Н.А.Виноградовой и Поздняковой Н.В. «Сюжетно- ролевые игры для детей старших дошкольников», Комаровой Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно — ролевыми играми в детском саду».

На 2015-2016 учебный год творческой группой  был разработано календарно – тематическое планирование по теме организации сюжетно – ролевой игры по всем возрастным группам, в соответствии со схемой перспективного планирования разработаны конспекты НОД, игровые ситуации.

В данный период нами были разработаны и проведены тематические консультации: «Особенности организации сюжетно –ролевых игр в младшем дошкольном возрасте», «Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно — ролевой игры», «Социально — личностное воспитание через сюжетно — ролевые игры в детском саду», «Роль воспитателя  в организации проведении сюжетно — ролевых игр во всех возрастных группах», «Современные технологии руководства сюжетно — ролевыми играми в социализации дошкольников»

Передо мной встала задача подготовить оснащение методического кабинета по данной теме. В помощь воспитателям мною был расширен и систематизирован дидактический материал.

Совместно с творческой группой составили и периодически пополняем:

  • видиоотеку по теме: «Сюжетно – ролевая игра в ДОУ»,
  • методическую копилку: перспективный план по сюжетно – ролевой игре, рекомендации по организации предметно – игровой среды, рекомендации по организации игровой деятельности( по Михайленко Н.Я, Короткова Н.А.), накопительные папки по видам сюжетно — ролевых игр,
  • фототеку » Мы играем»,
  • составлены картотеки: по сюжетно – ролевым играм по всем возрастам, атрибутов для игр,  построения ролевого диалога.

Большое внимание педагогами нашего детского сада было уделено обогащению предметно – игровых зон в группах, которые отвечали бы  современным требованиям  и способствовали развитию самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста.

Мы   подготовили рекомендации по организации игровой деятельности по всем возрастным группам. После этого было разработано положение и  объявлен конкурс на создание лучшей предметно – игровой среды в группах, где основными критериями  стало создание игровых центров. Созданные центры пополняются  и расширяются с учетом возрастных особенностей детей, развития и становления этапов формирования игры. Предметно-игровая среда был создана не только в групповых  помещениях, но и на участках детского сада: это различные машины, пароходы и  паровозы с вагончиками, космические ракеты, домики со столиками и скамеечками, лошадки и жирафы и многое другое.  К  созданию данных центров были привлечены родители, что помогло налаживанию взаимодействия с ними. В результате разнообразия игрового содержания, доступности и удобства размещения материалов и оборудования, каждый ребенок выбирает игру в любом центре.

В течение всего года в нашем детском саду были организованы коллективные просмотры по организации и  руководству  сюжетно – ролевой игрой, после которых проводился анализ данной деятельности. В результате проведенного анализа у воспитателей было  выявлено ряд проблем:

— у воспитателей возникали трудности в организации сюжетно – ролевых игр,

-у детей нет ролевого взаимоотношения друг с другом, они не берут на себя роль взрослого,

— дети затруднялись развертывать игровые действия определенной последовательности.

Поэтому был подготовлены и проведены теоретическо — практический семинар «Особенности педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах» (февраль 2016 г.) и семинар-практикум по теме: «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми  играми детей» (апрель 2016 г.).

Проделанная работа позволила нам  совершенствовать приемы руководства и организации сюжетно — ролевых игр в дошкольном возрасте, разработать методические и дидактические материалы для систематизации содержания сюжетно- ролевых игр, пополнить предметно- развивающую среду в группах для обогащения ролевых действий детей.

Контроль и руководство, осуществляемый администрацией детского сада, включал в себя оперативный контроль по наблюдению и  анализу сюжетно-ролевых игр, целью которого было определение уровня игровых навыков детей,  место игры в режиме дня, какие методы и приемы использует воспитатель по организации сюжетно-ролевых игр.

По данной проблеме была  проведена и тематическая проверка «Организация сюжетно – ролевой игры» (март 2016г.) по  следующим критериям:  диагностика уровня развития игровых навыков и взаимоотношения детей, планирование игровой деятельности, развивающая игровая среда в группе, состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями.

Результаты  тематической проверки были подведены на педагогическом совет по теме «Современные подходы в организации сюжетно — ролевых игр в детском саду.»

Итоги   проверки показали, что разнообразилась и обогатилась игровая среда, у детей  появился  стойкий игровой навык, умение создавать и подбирать атрибуты,  творческое воображение приобрело более высокий уровень, а также появилась способность совместно развёртывать игру, согласовывать игровой замысел с замыслами сверстников.

В нашем детском саду есть молодые специалисты, к ним прикреплены наставники-педагоги-стажисты, которые помогают им организовывать и руководить  сюжетно-ролевыми играми.

Всю работу мы стараемся проводить совместно с родителями, поэтому проблемам сюжетно – ролевой игры было посвящено несколько родительских собраний. Были проведены родительские собрания на темы «Игра в жизни детей», «Роль семьи в развитии творчества в  сюжетно – ролевых играх»

Систематически в детском саду для обогащения предметно-развивающей среды проводятся смотры — конкурсы на лучшее игровое оборудование к сюжетно-ролевым играм.

В нашем детском саду обобщён опыт работы воспитателей по темам «Ознакомление детей с трудом взрослых через сюжетно-ролевые игры «, «Гендерный подход в процессе организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста», «Особенности развития сюжетно-ролевой игры при работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Создание условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»

Результатом проделанной работы стало обогащение предметно – игровой среды, расширился ассортимент и тематика сюжетно – ролевых игр, воспитатели стали применять современные подходы в организации сюжетно-ролевой игры, обобщен опыт работы педагогов по тематике сюжетно-ролевой игры.

Однако перед педагогическим коллективом стоит ещё много проблем в данном направлении, над  которыми предстоит еще работать.

Библиографический список:

  1. О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». – М.: Издательство «Просвещение», 2010;
  2. Н.Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010;
  3. Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду». – М.: Издательство «Линка-Пресс», 2009;
  4. Н.В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2008;
  5. Н.В. Краснощекова «Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников». – М.: Издательство «Феникс», 2011;
  6. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников». – М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2011.