Мокеева Мариана Борисовна, методист, СП «Детский сад» ГБОУ СОШ п.г.т. Балашейка Сызранского района, Самарской области.
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
В.А.Сухомлинский
Игра, с одной стороны, создаёт зону ближайшего развития ребёнка, а потому является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. Это связанно с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формирование умения действовать коллективно, творчески, произвольно управлять своим поведением. С другой стороны, её содержание питают продуктивные виды деятельности и постоянно расширяющийся жизненный опыт детей. Штерн сказал: « Игра – жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества».
Право играть зафиксировано также в Конвенции о правах ребенка в ст.31.«Каждый ребёнок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни».
В последнее время наиболее актуальной определяется проблема внедрения в образовательную практику дошкольных учреждений современных подходов в организации сюжетно – ролевых игр с детьми дошкольного возраста.
Сюжетно-ролевая игра является наиболее значимой для личностного развития детей дошкольного возраста при вхождении их в мир социальных отношений с окружающими людьми, природой.
В соответствии с современными требованиями в нашем детском саду игровая деятельность занимает достойное место в жизни детей каждой группы.
В настоящее время проблема игры стоит перед нами остро, поэтому основной задачей стала задача развития игровой деятельности детей дошкольного возраста. С этой целью для выполнения данной задачи мы провели анкетирование педагогов, в результате которого было выявлено ряд проблем. Это проблемы проведения и планирования игровой деятельности, создание предметно-игровой среды, переход на современную организацию сюжетно – ролевых игр. Поэтому совместно было решено создать творческую группу, в которую вошли воспитатели нашего учреждения. Мы начали свою деятельность с изучения методической литературы, связанную с организацией игровой деятельности в детском саду. Так, например, мы использовали следующую методическую литературу: это пособия Н.А. Коротковой и Н.Я. Михайленко «Организация сюжетно-ролевой игры в детском саду», «Как играть с ребенком», Зворыгиной Е.В. «Первые сюжетные игры малышей», Краснощековой Н.В. «Сюжетно — ролевые игры для детей дошкольного возраста», «Новые сюжетно-ролевые для младших дошкольников», Н.А.Виноградовой и Поздняковой Н.В. «Сюжетно- ролевые игры для детей старших дошкольников», Комаровой Н.Ф. «Комплексное руководство сюжетно — ролевыми играми в детском саду».
На 2015-2016 учебный год творческой группой был разработано календарно – тематическое планирование по теме организации сюжетно – ролевой игры по всем возрастным группам, в соответствии со схемой перспективного планирования разработаны конспекты НОД, игровые ситуации.
В данный период нами были разработаны и проведены тематические консультации: «Особенности организации сюжетно –ролевых игр в младшем дошкольном возрасте», «Развитие коммуникативной культуры у детей старшего дошкольного возраста с помощью сюжетно — ролевой игры», «Социально — личностное воспитание через сюжетно — ролевые игры в детском саду», «Роль воспитателя в организации проведении сюжетно — ролевых игр во всех возрастных группах», «Современные технологии руководства сюжетно — ролевыми играми в социализации дошкольников»
Передо мной встала задача подготовить оснащение методического кабинета по данной теме. В помощь воспитателям мною был расширен и систематизирован дидактический материал.
Совместно с творческой группой составили и периодически пополняем:
- видиоотеку по теме: «Сюжетно – ролевая игра в ДОУ»,
- методическую копилку: перспективный план по сюжетно – ролевой игре, рекомендации по организации предметно – игровой среды, рекомендации по организации игровой деятельности( по Михайленко Н.Я, Короткова Н.А.), накопительные папки по видам сюжетно — ролевых игр,
- фототеку » Мы играем»,
- составлены картотеки: по сюжетно – ролевым играм по всем возрастам, атрибутов для игр, построения ролевого диалога.
Большое внимание педагогами нашего детского сада было уделено обогащению предметно – игровых зон в группах, которые отвечали бы современным требованиям и способствовали развитию самостоятельной игровой деятельности детей дошкольного возраста.
Мы подготовили рекомендации по организации игровой деятельности по всем возрастным группам. После этого было разработано положение и объявлен конкурс на создание лучшей предметно – игровой среды в группах, где основными критериями стало создание игровых центров. Созданные центры пополняются и расширяются с учетом возрастных особенностей детей, развития и становления этапов формирования игры. Предметно-игровая среда был создана не только в групповых помещениях, но и на участках детского сада: это различные машины, пароходы и паровозы с вагончиками, космические ракеты, домики со столиками и скамеечками, лошадки и жирафы и многое другое. К созданию данных центров были привлечены родители, что помогло налаживанию взаимодействия с ними. В результате разнообразия игрового содержания, доступности и удобства размещения материалов и оборудования, каждый ребенок выбирает игру в любом центре.
В течение всего года в нашем детском саду были организованы коллективные просмотры по организации и руководству сюжетно – ролевой игрой, после которых проводился анализ данной деятельности. В результате проведенного анализа у воспитателей было выявлено ряд проблем:
— у воспитателей возникали трудности в организации сюжетно – ролевых игр,
-у детей нет ролевого взаимоотношения друг с другом, они не берут на себя роль взрослого,
— дети затруднялись развертывать игровые действия определенной последовательности.
Поэтому был подготовлены и проведены теоретическо — практический семинар «Особенности педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой в разных возрастных группах» (февраль 2016 г.) и семинар-практикум по теме: «Методика организации и руководства сюжетно-ролевыми играми детей» (апрель 2016 г.).
Проделанная работа позволила нам совершенствовать приемы руководства и организации сюжетно — ролевых игр в дошкольном возрасте, разработать методические и дидактические материалы для систематизации содержания сюжетно- ролевых игр, пополнить предметно- развивающую среду в группах для обогащения ролевых действий детей.
Контроль и руководство, осуществляемый администрацией детского сада, включал в себя оперативный контроль по наблюдению и анализу сюжетно-ролевых игр, целью которого было определение уровня игровых навыков детей, место игры в режиме дня, какие методы и приемы использует воспитатель по организации сюжетно-ролевых игр.
По данной проблеме была проведена и тематическая проверка «Организация сюжетно – ролевой игры» (март 2016г.) по следующим критериям: диагностика уровня развития игровых навыков и взаимоотношения детей, планирование игровой деятельности, развивающая игровая среда в группе, состояние работы педагогов по взаимодействию с родителями.
Результаты тематической проверки были подведены на педагогическом совет по теме «Современные подходы в организации сюжетно — ролевых игр в детском саду.»
Итоги проверки показали, что разнообразилась и обогатилась игровая среда, у детей появился стойкий игровой навык, умение создавать и подбирать атрибуты, творческое воображение приобрело более высокий уровень, а также появилась способность совместно развёртывать игру, согласовывать игровой замысел с замыслами сверстников.
В нашем детском саду есть молодые специалисты, к ним прикреплены наставники-педагоги-стажисты, которые помогают им организовывать и руководить сюжетно-ролевыми играми.
Всю работу мы стараемся проводить совместно с родителями, поэтому проблемам сюжетно – ролевой игры было посвящено несколько родительских собраний. Были проведены родительские собрания на темы «Игра в жизни детей», «Роль семьи в развитии творчества в сюжетно – ролевых играх»
Систематически в детском саду для обогащения предметно-развивающей среды проводятся смотры — конкурсы на лучшее игровое оборудование к сюжетно-ролевым играм.
В нашем детском саду обобщён опыт работы воспитателей по темам «Ознакомление детей с трудом взрослых через сюжетно-ролевые игры «, «Гендерный подход в процессе организации сюжетно-ролевых игр детей дошкольного возраста», «Особенности развития сюжетно-ролевой игры при работе с детьми младшего дошкольного возраста», «Создание условий для общения с музыкой и творческих проявлений детей дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре»
Результатом проделанной работы стало обогащение предметно – игровой среды, расширился ассортимент и тематика сюжетно – ролевых игр, воспитатели стали применять современные подходы в организации сюжетно-ролевой игры, обобщен опыт работы педагогов по тематике сюжетно-ролевой игры.
Однако перед педагогическим коллективом стоит ещё много проблем в данном направлении, над которыми предстоит еще работать.
Библиографический список:
- О.А. Карабанова, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева «Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет». – М.: Издательство «Просвещение», 2010;
- Н.Ф. Комарова «Комплексное руководство сюжетно-ролевыми играми в детском саду». – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010;
- Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду». – М.: Издательство «Линка-Пресс», 2009;
- Н.В. Краснощекова «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». – Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 2008;
- Н.В. Краснощекова «Новые сюжетно-ролевые игры для младших дошкольников». – М.: Издательство «Феникс», 2011;
- Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова «Сюжетно-ролевые игры старших дошкольников». – М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2011.
- ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС КАК МЕТОД СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОБУЧЕНИЯ (50%)
- «Социальное партнерство – залог подготовки высококвалифицированных специалистов среднего звена» (50%)
- ФГОС НОО: ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ (50%)
- Принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях (50%)
- Формирование у детей гуманного отношения к природе (50%)
- Практическое исследование: «Поиск актуальных форм общения педагогов и родителей в гражданско – нравственном направлении» (RANDOM - 50%)