Инновационный проект: «Развитие воображения детей посредством нетрадиционной техники рисования».

Галецкая Жамила Орозбековна, воспитатель, ГБОУ «Лицей №1561» корпус 5 

Рисовать можно везде и чем угодно. Любой материал можно использовать как штампик для рисунка. Рисует ребенок все что видит, чувствует, ощущает. И как здорово, что для ребенка рисовать – это просто, интересно.

А нетрадиционный подход к выполнению рисунка поможет ребенку развить интеллект, пробудит желание творить и научит нестандартно мыслить.

Из  множеств разнообразных материалов ребенок может отразить свои впечатления реальные формы. Передать образы воображения, воплотив их с помощью своей деятельности. Творчество  ребенка неразрывно связано с  воображением, познавательной и практической деятельностью.  Усвоение детьми в процессе обучения различных вариантов изображения, технических приемов представлениями и желанием передать их в рисунке, но и тем, как он овладеет   средствами  будет способствовать их творческому развитию.

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность.

Способствует развитию мелкой моторики рук и тактильного восприятия.  Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия. Внимания и усидчивости. Изобразительных  навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости.

Кроме того, в процессе этой деятельности у ребенка формируются навыки контроля и самоконтроля.

Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.  При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость.

От простого  к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. Нетрадиционное рисование штампиками, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Это большое удовольствие для ребенка, «Игры с красками» приносят малышу  много радости. Рисуя, ребенок отражает и собственную фантазию не только то что видит во  круг. А  положительные эмоции которые составляют основу психического здоровья и благополучия детей.

В такой деятельности идет интенсивное познавательное развитие. Изображая простейшие предметы и явления, ребенок познает их, у него формируется первые представления об окружающем его мире.                                                       Но далеко не все дети любят рисовать, а вот техника рисования штампами, нравится всем детям без исключения. Рисуя этим способом, дети не боятся ошибиться так как все легко исправить, а из ошибки легко можно придумать что-то новое, и ребенок обретает уверенность в себе, преодолевает «боязнь чистого листа бумаги» и начинает чувствовать себя маленьким художником. У него появляется ИНТЕРЕС  а вместе с тем ЖЕЛАНИЕ рисовать.                                                       Не беда, что аккуратные оттиски у малыша получатся не сразу. Здесь, как в любом деле, нужна определенная ловкость и сноровка.

Материалы для самодельных штампиков окружают нас на каждом шагу, а количество вариантов исполнения практически бесконечно.                                Результат обычно очень эффективный   и почти не зависит от умелости и способностей.   Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и  напоминают игру.  Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора.

Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие.  И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех  и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

Главное предоставить  детям возможность выбора средств изображения, красивые и разнообразные материалы и применение игровых приемов.

И не допустить однообразие и скуку.

Самый простой способ это рисование пальчиками получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. И много разных штампиков можно использовать  из овощей, фруктов, просто разрезать яблоко пополам уже штампик или морковь по горизонтали,  печатками из картошки  виде  сердечка, звездочки, фантазировать можно любые узоры. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков самые разные композиции, украшая ими детские открытки. Очень интересно рисовать отпечатками листьев, так же можно использовать множество других материалов пробки, крышки, дно  пластиковых бутылок, поролон, можно изготовить печати из ластика, из фетровой ткани и т д.

А главное то, что рисование штампами играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт _ рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе,   деятельности.