«Использование  интегрированных форм работы для формирования качеств личности, основанных на традициях и культуре»

Жигальцова Людмила Петровна, воспитатель «Детский сад №1 «Светлячок» города Армянска

К. Д. Ушинский писал “Воспитание, созданное самим народом и основанное  на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или взаимствованных у другого народа”

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. Это возраст, когда чувства преобладают над всеми сторонами жизни: ребенок переживает то, что с ним происходит, он определенным образом относится к тому, что его окружает.

Актуальность выбранной мною темы очевидна:

В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощенных в самобытных жанрах фольклора, семейно-бытовых обычаях, обрядах, ритуалах.

С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой. Как жили наши предки? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чем мечтали?

Ответить на эти и подобные вопросы — значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.

На мой взгляд, сущность   работы по  формированию личности, основанной на традициях и культуре, состоит в следующем: « Знание культуры собственного народа, умение понять, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой для воспитания патриотических чувств у детей, если их  знакомить с народной культурой с самого раннего детства»

      Цель  работы:  Предложить разнообразные  формы работы для  формирования у детей качеств личности через активное приобщение  их  к  народной культуре, используя интегрированный подход в образовательной деятельности.

Исходя их данной цели, определяются задачи:

Формировать предметно – развивающую среду и условия для приобщения детей к  народной культуре. Воспитывать в детях лучшие духовно – нравственные качества; поддерживать личностное творческое начало детей, развивая тем самым эстетические качества ребенка. Дать детям представление о фольклоре, как специфической области народного творчества, включающую целую систему поэтических и музыкально – поэтических жанров. Формировать у детей общее представление о традиционных и обрядовых праздниках.  Формировать интерес и уважительное отношение к культуре своего народа. Знакомить с произведениями  народного творчества, формируя эмоциональную отзывчивость, видение о назначении  и особенности: яркость, народность. Учить видеть в народных произведениях мудрость, глубину выражаемых мыслей и чувств;

Воспитывать интерес детей к разнообразным  видам народно – прикладного искусства. Воспитывать интерес к  народным играм, выявляя самобытность и     многообразие содержания  игры.

В работе с детьми  обозначены следующие приоритеты:

Создание  предметно – развивающей среды, атмосферы национального быта.

«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая  не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно  окружающего ребенка конкретного мира…» —  писала Тихеева.

Среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного поведения, бережного отношения и культуре народа и традициям.

Как известно одной из задач образования на сегодняшний день является применение новых технологий в работе с детьми. Для ознакомления детей  с народными традициями и культурой в детском саду   используют   такую    инновационную технологию, как создание     мини – музеев, задача которых состоит в  формировании образа, как хранителя предме­тов культурного наследия — развитие интереса детей к экспо­натам музеев, историческому прошлому.

Посещая музей, дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладного искусства, промысловой деятельности своих предков. Экспонаты музея изготовлены и  расположены так, чтобы их можно было использовать в качестве методического материала в различных видах деятельности (речевой, игровой, изобразительной, музыкальной и т.д.).   Посещение музея — неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.

Наверное, каждый по себе знает, что прикосновение к старой настоящей вещи затрагивает такие струны души, которые молчат при рассматривании иллюстраций или современных копий. Созданный в группе музей хлеба, экспонаты которого собраны с помощью родителей,    используются в качестве демонстрационного материала на занятиях и развлечениях, в играх в свободное время под руководством воспитателя. Дети имеют  возможность не только рассмотреть предметы, но и прак­тически освоить их. С большим  интересом знакомятся с экспонатами музея дети других групп. Познают много нового и интересного.

В рамках  проекта «Хлеб всему голова» с участием родителей  были проведены «Посиделки за круглым столом».  Вместе с детьми родители отгадывали загадки о хлебе, вспомнили поговорки и пословицы. Совместно, с  увлечением   лепили из соленого теста разнообразные хлебобулочные изделия: плюшки и ватрушки, печенье и пряники, пироги и рогалики, плетенки и караваи. В теплой и душевной обстановке за круглым столом устроили чаепитие, которое доставило радость тесного общения взрослых и детей.

Предложенная тема о создании книги семейных кулинарных рецептов никого не оставила равнодушным. Родители с большим удовольствием  приняли участие в ее создании.  На каждой страничке  разместились семейные рецепты национальной кухни всех народов.

В книгу вошли блюда русской кухни:   пельмени домашние из зайчатины, утка с яблоками, рыбная солянка; суп с галушками, картошка в горшочках с грибами, пампушки с чесноком  — по-украински; плов  и долма по-азербайджански; хинкал по-грузински; чебуреки и кубэтэ по-татарски; куриный пирог с мясом и грибами, дранники по-белорусски;

Многие семейные рецепты передавались из поколения в поколение, и с гордостью были переданы нам. В такой совместной увлекательной работе возникает культурная связь поколений в семье, наполненная как в эмоциональном, так и в информационно-действенном плане.

Воспитание ребенка в народных традициях невозможно без детского фольклора. Михаил Никифорович Мельников писал: «Детский фольклор играет важную роль в воспитании дошкольников, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения.

Детский фольклор — прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. Он является средством умственного, нравственного, эстетического, эмоционального развития детей дошкольного возраста, представляет собой универсальную форму общения между детьми, детьми и взрослыми. Он позволяет воспитывать в ребенке самые лучшие качества: отзывчивость, доброту, вежливость.

Народные  песенки, потешки,   частушки,   небылицы, скороговорки,  чистоговорки, считалки, загадки  — это удивительные по силе психологического воздействия средства работы с внутренним миром человека, будь то ребенок или взрослый.

Дети очень любят сказки, ведь сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, понять собственные его переживания. Издавна житейский опыт передавался через образные истории.

С каким увлечением дети, родители и педагоги  создавали детские книжки-малышки      «Сказки народов Крыма».  Здесь мы видим  русские народные сказки: «Морозко», « Репка», «Крошечка-хаврошечка» и «Теремок»,  «Каша из топора» и «Репка». Украинские народные сказки «Лиса и журавль»,  «Котигорошко». Белорусские сказки : «Пых»  и  «Два Мороза».

Сказки крымско — татарского народа  «Ложка соли»,  «Соловей», Азербайджанская сказка —  « Джиртдан» «Малыш»

Уроки, которые дает сказка, — это уроки на всю жизнь и для больших и для маленьких.

Неотъемлемой частью приобщения  детей к культуре и традициям в  жизни каждого человека является     знакомство с народными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними: « Ивана Купала», «Осень – перемен восемь», «Праздник картошки», «Здравствуй зимушка-зима», «Синичкины именины», «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю», « Масленица».

Под влиянием праздничной атмосферы народных  праздников дети становятся более дружелюбными, лучше общаются друг с другом, не боятся выражать свои мысли, чувства, потому что знают, что их любят и заботятся о них. Дети должны знать, помнить и уважать основы той культуры, в которой они живут.

Основной вид деятельности дошкольника – это игра,  народные игры — естественный спутник жизни ребенка,  источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, они позволяют приобщать детей к истокам своего народа, его самобытности.

Большой интерес вызывают у детей такие народные игры, как «Ручеек» «Горячие блинки», « Карусель», «Прокатись на санях» «Посади картошку», «Варенечки», «Петушиные бои».

Народные игры имеют многовековую историю, они сохранились до наших дней из глубокой старины, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

Воспитание интереса детей к народному декоративно – прикладному искусству — один из приоритетов дошкольного воспитания.

Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания детей – помогает формировать художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве.

Большой интерес у родителей и детей вызывают организованные совместные   выставки: «Барыня картошка», «Весна — красна», «Дымковская игрушка»

Изготовление работ  не только обогащают семейный досуг, но и объединяют детей и взрослых в общих делах.

Большая роль в реализации данной темы основана на  совместной деятельности детей, родителей и  воспитателей, т.к. воспитание личности — процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий.

Эти формы и методы помогают ребенку создать в своем воображении цельную картину окружающего мира, совершать собственные маленькие открытия на пути постижения многовековой культуры человечества. Все это делает жизнь ребенка более насыщенной и интересной, дает в руки новый инструмент для познания мира.

Народная мудрость гласит:

Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической личности.